Виды переборов на гитаре: схемы, табы и ноты, примеры из песен

Перебор на гитаре – от слова «перебирать». Перебирать струны пальцами, медиатором, взявши аккорд на ладах. Но это определение по-простому, по-народному. Если по музыкальной теории, то перебор – это есть арпеджио: звучат (извлекаются) последовательно звуки аккорда.

Игра перебором – мощный художественный приём в аккомпанементе. Для вокала и инструментальных соло он создаёт особенную гармоническую красоту.

Существуют различные виды переборов на гитаре:

  • по определённой последовательности струн (например, сначала 6-ая, потом 3, 2, 1-ая, а потом 2-ая, 3-ая);
  • в различных тактовых размерах (4/4, 3/4, 6/8 и т.д.);
  • в различных ритмических фигурах (16-ми нотами, восьмыми, триолями, восьмая + две 16-ые);
  • с добавлением различных штрихов (одновременное защипывание 2-3 струн, медиатором – быстрый последовательный штрих по звукам (струнам) аккорда, удары вверх/вниз по всем струнам).

И в этой статье вы познакомитесь со всем этим многообразием. Переборы на шестиструнной гитаре простые и сложные, распространённые и необычные – пригодятся для акустической гитары и электрогитары, для аккомпанемента к песне, как вторая партия гитары при игре дуэтом, для инструментальных аранжировок (в группе).

Внимание! Если вы вообще ещё не умеете играть перебором, только начинаете изучать этот приём, рекомендуется план занятий для новичков: 1 – изучение обозначений, 2 – освоить схемы для начинающих: основной вид «шестёрки», «восьмёрки», «четвёрки», щипком (бас+аккорд), вальсовый (см. в блоках первые схемы). И только потом приступать к изучению остального материала (разновидности, добавление штрихов, сложные переборы).

Названия, обозначения и как играть

Записывается гитарный перебор, как и любой другой музыкальный материал, нотами и табами (подробней о табулатуре здесь). Но есть и другие способы обозначения – проще, наглядней:

Цифрами. Выписывается в строчку цифрами последовательность струн (6-ая – басовая; 1-ая – самая тонкая).

Например: 6-3-2-1-2-3

Более универсальный формат – вместо басовой струны используется слово «бас»:

бас-3-2-1-2-3

Где «бас» указывает, на то, что можно использовать любую басовую струну (6-ую, 5-ую или 4-ую) в зависимости от аккорда. То есть вместо «бас», к примеру, на Em последовательность – 6 (бас)-3-2-1-2-3, на Am: 5(бас)-3-2-1-2-3 и т.д.

Схема игры перебором. Шесть линий – это 6 струн гитары. Первая струна в схеме – самая тонкая, шестая – басовая, толстая. И точки на линиях – последовательность перебирания струн. Читается слева направо: защипываем или ударяем струны согласно расположению точек.

схема

Игра перебором возможна и пальцами, и медиатором. Способ звукоизвлечения выбирается в зависимости от стиля, предпочтений гитариста.

Для пальцев правой руки принимаются обозначения латинскими буквами:

  • p – большой;
  • i – указательный;
  • m – средний;
  • a – безымянный;
  • e – мизинец.

пальцы правой руки

Для большинства простых переборов на гитаре, распространенных в песенном аккомпанементе, применяется стандартная аппликатура пальцев правой руки:

  • басовые струны (6,5, 4) – (p) большим пальцем;
  • 3-ая – (i) указательным;
  • 2-ая – (m) средним;
  • 1-ая – (a) безымянным.

аппликатура

Соответственно, аппликатура (рассмотренная и другие варианты) для пальцев правой руки может дополнительно указываться в нотах, табах, схемах – буквами (p, i, m, a).

Когда играется перебор медиатором, тоже применяются разнообразные варианты штриха.

Несколько примеров:

удары по струнам только вниз:

только вниз

басовая – вниз, остальные – вверх:

басовая – вниз, остальные – вверх

переменным штрихом – вверх-вниз:

переменным штрихом

Основные виды перебора: «восьмёрка», «шестёрка», «четвёрка»

Некоторые гитарные переборы условно называют по количеству звуков – сколько в последовательности перебора ударов по струнам. «Восьмёрка» – 8 звуков, «шестёрка» – 6 звуков, «четвёрка» – 4 звука. Все эти виды переборов соответственно имеют дополнительные разновидности. Разберём подробно схемы и названия, и научимся играть.

«Шестёрка»

Классический. Универсальный – подойдёт для множества песен. В первую очередь рекомендуется для новичков, тем, кто только начинает изучать переборы для гитары.

Схема «шестёрки»:

шестёрка

В цифрах: бас-3-2-1-2-3

В нотах и табах:

табы перебора "6"

Используется стандартная аппликатура для пальцев правой руки: бас (p)-3(i)-2(m)-1(a). Играем на счёт, на каждую долю защипываем струну в указанной последовательности: раз, два, три – раз, два, три.

Такой перебор звучит во вступлении песни Nothing Else Matters группы Metallica:

Nothing Else Matters

Обозначение «let ring» в табах указывает на то, что струны не глушатся: продолжают звучать, как бы наслаиваясь на последующие звуки.

Играется на открытых струнах – получается аккорд Em. Используйте как упражнение для освоения «шестёрки». Выдерживайте ритм. Каждый звук перебора на счёт – раз, два, три + раз, два, три.

Когда пальцы перестанут «сбиваться», чётко зазвучит каждая струна, сыграйте «шестёркой» небольшую последовательность аккордов.

Отличный вариант попрактиковаться – аккомпанемент на соло во вступлении Still Got The Blues, блюзовой баллады Гэри Мура:

Still_Got_The_Blues

В 7 т. схема перебора немного смещается – без первой струны: 5-4-3-2-3-4:

В 7 т. схема

Получается более низкий оттенок. Попробуйте использовать эту схему на другие аккорды.

Ещё пример – песня Daemon Lover группы Shocking Blue. Последовательность «шестёрки» без изменений, но в другой ритмической фигуре. Играется четвертными триолями – на каждые две доли такта приходится по три ноты. Звучит оригинально в аранжировке.

Послушайте и сыграйте:

Daemon Lover

Чтобы внести разнообразие в аккомпанемент, основную схему «шестёрки» можно изменять – менять последовательность струн, но в заданном ритме. И затем использовать как основной перебор, или чередовать с основной схемой.

Такой приём можно услышать в кавер-версии песни «Лирическая» (В. Высоцкого) в исполнении группы Чиж & Co.

Разберём фрагмент гитарной партии (интро и первая часть куплета) и пополним свой арсенал разновидностями перебора:

«Лирическая»

Первые такты на Dm: после басовой – вторая струна, а не 3-я, как по основной схеме:

бас-2-3-1-2-3

бас-2-3-1-2-3

В последующих тактах (на аккорды B7, A7, Em7b5) – обычная «шестёрка».

В 7 т. (A7) – всё тот же простой перебор, но первые два звука на басовых струнах:

5-4-3-1-2-3

5-4-3-1-2-3

В 13 т. – как обыгровка, «широкий перебор» на все шесть струн:

6-5-4-3-2-1

1 вариант аппликатуры – басовые большим пальцем:

1 вариант

2 вариант – басовые p-i-m:

2 вариант

16 т. и 17 т. – и ещё обыгровка на связку аккордов Asus4/A7 в завершении первой части куплета.

5-4-3-2-1-2

5-4-3-2-1-2

Обратите внимание, в 17 такте, в начале, с басовой одновременно защипывается 2-ая струна:

5+2-3-4-1-2-3

5+2-3-4-1-2-3

«Восьмёрка»

И «восьмёрка» один из универсальных, основных переборов. Довольно часто используется в аккомпанементе в различных музыкальных стилях.

Рекомендуется для начинающих после освоения перебора «шестёрка».

Основная (наиболее распространённая) схема «8»:

бас-3-2-3-1-3-2-3

бас-3-2-3-1-3-2-3

В табах:

«Восьмёрка»

Для «восьмёрки» используйте стандартную аппликатуру для правой руки – бас (p)-3(i)-2(m)-1(a). На каждую долю такта по два звука: раз (5, 3 струна) – два (2, 3) – три (1, 3) – четыре (2, 3).

После того, как освоите основную схему, можно изучить другие виды «восьмёрки»:

Интересный и легкий вариант «восьмёрки» без басовых струн звучит в интро акустической версии песни «Моя оборона» Егора Летова:

моя оборона

схема в полном виде – 2 т. и 3 т.:

2-3-2-3-1-3-2-3

2-3-2-3-1-3-2-3

Перебор из песни Unintended (гр. Muse): вторая часть перебора (обратно 4 звука) – последовательно 1,2,3,4 струну.

Фрагмент композиции в табах:

Unintended

Схемы варьируются на басовых по аккордам:

например, на B7: 5-4-2-3-1-2-3-4

5-4-2-3-1-2-3-4

на E: 6-4-2-3-1-2-3-4

6-4-2-3-1-2-3-4

«Восьмёрка» на все струны – гитара в первом такте интро Love Hurts (Nazareth):

Love Hurts (Nazareth)

1 часть (4 звука) – последовательно от 6-ой; 2 часть – последовательно от 1-ой:

6-5-4-3-1-2-3-4

6-5-4-3-1-2-3-4

В песне «Романс» (Лист календаря) гр. Сплин первая часть перебора играется последовательно от басовой. В некоторых аккордах используется приём хаммер: на один щипок в переборе два звука – сначала звучит открытая струна и затем палец ставится на лад. Чтобы сыграть гитарную партию, нужно установить каподастр на 5 лад.

Романс (Сплин) табы

В 5 т., на аккорды Gm и A – перебор «четвёрка», который мы будем рассматривать далее в статье.

Схема немного изменяется на аккордах:

Например, на A:

6-4-3-2-4-3-2-3

на A

На Dm:

5-4-3-2-4-3-1-2

На Dm

Gm:

4-3-2-1-3-2-1-2

на Gm

Довольно быстрый и сложный перебор из композиции Street Spirit (Fade Out) группы Radiohead. По ходу перебирания струн меняются надстройки аккордов. Есть определённая схожесть с классической «восьмёркой».

Street Spirit (Fade Out)

Последовательность на два такта:

1 т. – начинается с басовых: 5-4-1-3-2-3-1-3

2 т.: 2-3-1-3-2-3-4-3

перебор Street Spirit

Играть этот перебор можно пальцами или медиатором (переменным штрихом – вверх/вниз).

«Четвёрка»

Разновидность «четвёрка» – легкие переборы, но не так часто используются в песнях, как например, «шестёрка» или «восьмёрка». Тем не менее – красивые, звучат оригинально. Разберём разновидности в примерах.

Виды игры на гитаре перебором «четвёрка»:

Восходящий – последовательно от басовой к первой:

бас-3-2-1

Восходящий

Такая схема используется в инструментальной композиции The Call of Ktulu группы Metallica:

The Call of Ktulu (восходящий)

Ещё разновидность «четвёрки» в восходящем движении на басовых струнах из темы Welcome Home (Metallica):

6-5-4-3

разновидность «четвёрки»


Welcome Home

Обратите внимание, в композиции используется особый тип аккордов – квинты с открытыми струнами. Подробней о таких аппликатурах – в этой статье.

Нисходящий:

бас-1-2-3

Нисходящий

Пример схемы – вступление известной баллады Still Loving You группы Scorpions:

Still Loving You

И ещё простые переборы – как разновидности основной схемы «4»:

Вариант «четвёрки» из песни «Батарейка» гр. Жуки:

4-3-1-2

4-3-1-2


«Батарейка»

Красивый перебор в нижнем регистре (на басовых) звучит в песне «Это всё…» (гр. «ДДТ»):

6-4-3-4

6-4-3-4


Это всё…

Интересная разновидность – с одновременным защипыванием двух первых струн:

4-3-2+1-3

4-3-2+1-3

Этим перебором играется куплет песни «Печаль моя светла» Янки Дягилевой:


Печаль моя светла

Ещё такая «четвёрка» довольно часто используется в романсах.

Красиво звучит и если в начале одновременно защипывать с басовой и первую струну:

4+1-2-3-1

4+1-2-3-1

Этот перебор использует Джимми Пейдж в балладе Stairway to Heaven (Led Zeppelin):

Stairway to Heaven (Led Zeppelin)

Разновидности «четвёрки» можно чередовать в такте:

Например, как в The Call Of Ktulu:

4-1-3-2 – 4-2-1-2

чередование "4"


The Call Of Ktulu

Перебор щипком

Щипковый перебор, или перебор щипком – когда после извлечения звука на басовой струне одновременно защипывается три-две струны, обычно 1-ая, 2-ая, 3-я.

Простой, но и интересный по звучанию вариант – чередование баса и щипка:

бас-3+2+1

бас-3+2+1

Этим перебором играется песня «Маленькая девочка» гр. «Крематорий»:


Маленькая девочка

Ещё вариация этой схемы – чередование в обратном порядке: сначала щипок (или аккорд) – потом бас. Нередко такое звучание можно услышать и в партиях клавишных.

3+2+1-бас

3+2+1-бас

Этот приём используется в куплете рок-баллады Don’t Speak гр. No Doubt:


Don’t Speak

Другая ритмическая разновидность щипкового перебора – вальсовый: бас и два щипка в ритме вальса – «раз, два, три»:

бас-1+2+3-1+2+3

вальсовый

Например, так играется песня «Мусорный ветер» гр. «Крематорий»:

Мусорный ветер

Ещё играть вальсовый перебор можно, особенно выделяя басы, с приглушиванием и отрывистым звучанием аккордов. В песне «Как здорово» Олега Митяева именно такой способ звукоизвлечения. Послушайте и сыграйте фрагмент аккомпанемента.

Как здорово

Перебор + басовый ход

Оригинальное звучание получается, когда перед перебором или после перебора добавляется басовый ход – 2-4 ноты (иногда больше) на басовых струнах.

Начнём с более простых примеров – басовая нота аккорда повторяется (звучит два раза):

бас-бас-3-4-5

бас-бас-3-4-5

Это перебор из медленной части песни The Four Horsemen (Metallica): бас каждого пауэр-аккорда повторяется.

The Four Horsemen

Такой же приём (с повтором баса) можно услышать в песне Sweet Home Alabama группы Lynyrd Skynyrd. Возможно, тема и послужила источником вдохновения для Metallica. Как известно, Lynyrd Skynyrd была одна из любимых групп Клиффа Бёртона, басиста группы.


В балладе Always Somewhere (Scorpions) басовый ход добавляется в первом аккорде последовательности:

Always Somewhere

Если обозначить схемой начало темы, получается:

басовый ход-5-2-3-4-2-3-4-2

Always Somewhere

Фактически басовый ход добавляется к разновидности перебора «восьмёрка». Похожий вариант аккомпанемента звучит в песне «Космический вальс» (Чиж & Co).

Придумайте перебор на другие аккорды, используя этот приём. Например, на Dm можно сыграть: ход на четвёртой струне ре(0)-ми(2)-фа(3) – и перебор «восьмёрка» (как в балладе Scorpions или какой-нибудь другой).

Перебор может начинаться и заканчиваться басовой струной. И вот как бы «на стыке» повторяющихся переборов образуется басовый ход. Пример такого подхода – развитие в интро The Call Of Ktulu (да простите автора статьи за столь частое обращение к этой композиции 😉 )

интро The Call Of Ktulu

В схеме выглядит так:
5-4-3-2-1-2-3-5 | 5-4-3-2-1-2-3-4

перебор из The Call Of Ktulu

Перебор с арпеджиато

«Арпеджиато» – это особая разновидность арпеджио, когда очень быстро последовательно перебираются звуки аккорда за счёт указанной длительности. Нечто среднее между обычным перебором и ударом по всем струнам на аккорде. В нотах обозначается волнистой линией, с направлением движения по струнам (от басовой или от первой).

Приём «арпеджиато» как дополнительный штрих отлично звучит в переборах. Например, в интро After Dark (Tito & Tarantula) аккомпанемент на пауэр-аккордах:

After Dark

Обозначение P.M. в нотах – palm muting – глушение струн ладонью правой руки.

Играется медиатором, где указана волнистая линия – быстро проводим медиатором вниз по всем приглушенным струнам аккорда. Но при этом нужно выдерживать указанную длительность – восьмая нота. Следующая восьмая – удар медиатором вверх по 3-ей струне. И вторая часть – уже обычный перебор на следующем аккорде, но струны тоже нужно приглушить.

В схеме с медиаторным штрихом:

5-арпеджиато (5-4-3)-3 | 5-4-3-4

перебор After Dark

В песне The House of the Rising Sun (гр. The Animals) в гитарном переборе тоже используется приём похожий на арпеджиато. В основу перебора «шестёрка» добавляется быстрое движение по струнам на аккорде, но в определённых ритмических фигурах:

The House of the Rising Sun

Перебор условно состоит из трёх частей. На счёт в размере 6/8 играем:

  • на раз (удар вниз) – чётко отделяем басовый звук аккорда;
  • на два, три – быстрое скольжение по струнам (удары медиатором вниз), количество нот и ритм в этом элементе варьируется в зависимости от аккорда; то есть на эти две доли такта после басовой может приходиться и 3, и 4 звука (быстрое движение штрихом вниз, например от 5-ой струны к 1-ой, или к 2-ой). В схемах обозначены варианты перебора для аккордов. Быстрое скольжение можно выполнять и произвольно по количеству звуков, ритмической фигуре, но главное, чтобы оно приходилось только на 2 и 3 долю. То есть, чтобы не нарушалась ритмическая структура перебора в целом.
  • следующие раз, два, три – перебор обратно (от 1-ой к 3-ей) переменным штрихом, начиная с удара вверх; эта часть остаётся без изменений на протяжении всей последовательности.

Схемы перебора House of the Rising с указанием медиаторного штриха:

Am (1 т.):

1 т.

С (2 т.):

2 т.

E (6 т.):

6 т.

Сложные переборы

Сложные переборы, как правило, представляют собой комбинирование нескольких переборов в разном ритмическом оформлении. В том числе и с добавлением различных приёмов (удары по струнам, басовые ходы и т.д.). Другими словами, нет чётко установленного паттерна, или последовательности перебирания струн: на каждый аккорд или несколько аккордов перебор меняется.

Рассмотрим несколько примеров:

Вступление Planet Caravan (гр. Black Sabbath): перебор с ударами медиатором по аккорду:

Planet Caravan

Перебор с штрихами и затем две разновидности «четвёрки».

Перебор с штрихами

В балладе Don’t Cry (Guns N’ Roses) изменяются ритмические фигуры. Во второй части 2 т. и 5 т. красивая обыгровка с басовым ходом:


Don't Cry

Схемы переборов из гитарной партии Don’t Cry:

На Am/Dm (2 и 4 т.):

2 и 4 т.

На G (3 т.):

3 т.

На этом завершаем статью. Изучайте переборы из красивых, интересных, оригинальных композиций, придумывайте на их основе свои. Развивайте это навык. Чем больше будете знать переборов, тем лучше 😉 Этот приём таит в себе многие секреты шикарного гитарного аккомпанемента. Успехов в изучении!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *