Вертушки на гитаре — часть 1: технические хитрости Джимми Пейджа и Марка Нопфлера

Вертушка — небольшая  повторяющаяся мелодическая фраза. Является излюбленным приёмом многих гитаристов, играющих блюз и рок. Закрученная до «сверхзвуковой» скорости, она умножает энергетику гитарного соло в разы, а иногда придаёт ему агрессивности и напористости. Вертушки на гитаре не знают стилевых границ. Баллада на 12/8 или пульсирующий дабл-тайм трэш-метала за 200 ударов в минуту — не важно! Зацикленные в определённых ритмических рамках «фишки», обёрнутые в хорошую музыкальную идею, всегда звучат ярко и красиво.

Воспевать хвалу и дифирамбы вертушкам на гитаре можно бесконечно. Но теперь, самое время приступить к практике. Впереди нас ждёт исследовательский экскурс по знаменитым соло от гитаристов, чьи имена на слуху у почитателей струн и ладов всей планеты.

Вертушки Джимми Пейджа в Stairway to Heaven

Великий гуру Пейдж в этой теме постарался по-особенному, изысканно разукрасив гармонический двухтактовый квадрат Am G/ F. В 9-11 тактах соло, она самая и есть — вертушка. Давайте послушаем:

А теперь проанализируем технику исполнения и сыграем:

Stairway-To-Heaven

Фраза основана на ля минорной пентатонике. Она вращается вокруг ноты С (III ступени от ля): начинается этим звуком и заканчивается. Изюминка вертушки — повторяющийся бэнд от D (ре) на 1 тон до E (ми) и обратно до D (ре) без удара медиатора. Секстольные фигуры (для удобства чтения разбиты на триоли) проносятся через все аккорды последовательности, меняя их тональный окрас.

Освоить эту вертушку поможет замедленная запись. Сначала прослушайте, а затем попробуйте сыграть синхронно.

Финал соло небесной баллады заканчивается триольной вертушкой-арпеджио ля минора:

медленно это звучит так:

Начало — E, затем пул от С к A (удар медиатора вниз) и снова на 2-й струне E (удар медиатора вверх)

Stairway-To-Heaven_vertushka_2

Вертушки от Марка Нопфлера из Sultans of Swing

медленно >>

Эта вертушка из заключительного соло по ля минорной пентатонике красиво подчёркивает аккорд С в гармонии темы: Dm / Bb / C.
Раскачивание фразы начинается с ноты E из-за такта. Затем предшествующий лик и — «вращение»: C на 1-ой струне — удар медиатора вниз; пул от A к G на 2-ой струне — вверх; E на 3-ей струне — снова удар медиатора вверх (получается свип).

Стоит отметить, что этот вариант штриха является вольной трактовкой. На самом деле в оригинале Нопфлер играет пальцами, а не медиатором.

Но это лишь только начало: в кульминации соло Sultans of Swing вертушкам в виде арпеджио отведена главная роль:

медленно >>

Существуют различные варианты их исполнения:

1 Вариант:

Sultans-Of-Swing_solo2_vertushka_shtrih1

Скольжение ударом вверх с первой на вторую струну и затем удар вниз. Этот способ извлечения трудней в плане исполнения, но позволяет добиться более чёткой, ритмичной фразировки.

2 Вариант:

Sultans-Of-Swing_solo2_vertushka_shtrih2

Стандартный двухструнный свип: 1 удар вверх — 2 удара вниз. Играется сравнительно легко, но даёт более «размытое», сглаженное звучание.
Определившись с техникой, можно приступать:

 

Вертушки 16-ми по аккордам последовательности: 1 такт — арпеджио Dm, 2т. — в той же X позиции Bb (в аппликатуре изменяется всего лишь одна нота: А на Bb), 3 и 4 такты — С в XII позиции.

Часть 2

Часть 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *