Система CAGED на гитаре: основы и эксперименты

Система CAGED – что это? Это 5 аккордов в открытой позиции (на первых трёх ладах с использованием открытых струн). Соответственно, по буквам названия: С – до, A – ля, G – соль, E – ми, D – ре. Каждую из аппликатур системы можно использовать на грифе в позициях применительно к одному аккорду. Например, D (ре мажор) в аппликатуре С (до мажора) на 2 ладу, в аппликатуре A (ля мажора) на 5 ладу и т.д.

Далее в статье – на гитаре полная версия системы: базовые аппликатуры для мажорных и минорных аккордов, включая и септаккорды, их использование (построение от тоники в позициях для необходимого аккорда). И также вы узнаете – как на основе стандартных CAGED создавать необычные, красивые аккорды (с надстройками), не используя сложные аппликатуры.

В мажоре

Итак, сначала аккорды системы на первых ладах по порядку, согласно аббревиатуре названия.

При изучении форм обязательно соблюдайте указанную постановку пальцев. Запоминайте, на какой струне находится тоника в базовых аккордах (отмечена синим в гитарной сетке, и если на открытых струнах – окрашенный символ «o» на нулевом ладу). Этот навык необходим для построения аппликатур в позициях.

С (до мажор): тоника на 5 и 2 струне, 6-ая не звучит.

С (до мажор)

A (ля мажор): основной тон – на 5-ой (открытая) и 3-ей, 6-ая не звучит.

A (ля мажор)

G (соль мажор): с тоникой на 6-ой, 3-ей (открытая) и 1-ой.

G (соль мажор)

E (ми мажор): звучат все струны, тоника на 6-ой, 4-ой и 1-ой.

E (ми мажор)

D (ре мажор): основной тон на двух струнах – 4-ой (открытая) и 2-ой.

D (ре мажор)

Изучите эти аккорды и сыграйте на гитаре последовательно в медленном темпе:

Как использовать аппликатуры системы

Разберём, как применяется система CAGED на конкретном примере: сыграем аккорд D (ре мажор) в 5-ти базовых аппликатурах.

Чтобы уверенно ориентироваться в позициях, найдём на грифе, где находится нота ре (тоника аккорда) на каждой струне. От неё будем строить аппликатуру.

  • на 2-ой – 3 лад;
  • на 5-ой – 5 лад;
  • на 3-ей – 7 лад;
  • на 1-ой и 6-ой – 10 лад;
  • на 4–ой – 12 лад.

тоника D на грифе

С

Начнём с первой аппликатуры – С (до мажор).

Играем этот аккорд в открытой позиции. Смотрим, где тоника – на 5-ой и 2-ой струне. Но это До мажор, а нам нужен Ре мажор в этой аппликатуре. Следовательно, нужно найти тонику ре на 5-ой струне и построить от неё аккорд. То есть переместить аппликатуру в другую позицию – для D.

Ре на 5-ой струне – на 5 ладу:

тоника от формы C

В C на первых ладах – звучат открытые струны – 3-я и 1-ая. Но если условно принять нулевой лад, провести линию – получается баррэ (прижимаются все струны на нулевом ладу).

C на первых ладах

Именно такая форма и используется, чтобы сыграть другой мажорный аккорд (в нашем примере – это D) в аппликатуре C в позиции.

D в аппликатуре C

Обратите внимание, постановка пальцев меняется, так как используется приём баррэ.

Тонику D на 5 струне на 5 ладу прижимаем четвёртым пальцем (мизинцем). Далее: 4 струна на 4 ладу – третьим, 2 струна на 3 ладу – вторым. А первым (указательным) прижимаем все струны на втором ладу (баррэ в данном случае выполняет функции нулевого порожка в позиции).

D_C_1

И вот уже получается «лесенка» D (ре мажор) во II позиции.

Стоит отметить, что на практике эту аппликатуру с полностью пережатыми струнами использовать довольно сложно. И чаще используется её более лёгкий вариант – на баррэ прижимаются только первые три струны, а 6-ая не звучит. Басовую можно приглушить большим пальцем.

D_C_2

A

Аппликатура A (ля мажора) с тоникой на 5-ой (открытой) и 3-ей.

Находим звук ре на этих струнах: 5 струна – 5 лад и 3 струна – 7 лад.

Берём аккорд: вместо нулевого лада открытой позиции – баррэ на 5 ладу (тоника на 5-ой струне). И аппликатура A уже для ре мажора, но 2, 3 и 4 пальцем.

D_A_1

Есть несколько вариантов этого аккорда в позиции.

Без баррэ: глушение басовых (6-ой и 5-ой) большим пальцем левой руки, первым прижимается только 1 струна + аппликатура A.

D_A_2

Без 1-ой и 6-ой: подушечкой третьего пальца прижимается 4,3 и 2 струны (фаланга прогибается к грифу).

D_A_3

Иногда 4-ая, 3-ая, и 2-ая прижимаются мизинцем. Например, так удобней в аппликатуре дополнительно сыграть басовый ход в нисходящем движении (D – D/C# – D/C).

D_A_4

G

В аппликатуре G: тоника D на 6-ой и 1-ой – 10 лад. Баррэ на 7 ладу (как нулевой лад в открытой позиции): прижимаются только первые 4 струны.

D_G_1

В «чистом» виде аккорд, как он играется и на первых ладах, в позиции выглядит довольно громоздким. И многие гитаристы предпочитают упрощённые варианты его аппликатуры:

Приёмом баррэ в позиции прижимаются четыре струны, но первая не звучит:

D_G_2

Без басовых струн: «верхняя часть» основной аппликатуры:

D_G_3

Как и предыдущая форма, но добавляется звук на 5 струне. Получается аккорд с терцией в басу:

D_G_4

E

Из системы CAGED аппликатура ми мажора, пожалуй, одна из самых популярных. Удобная постановка пальцев, «классическое» баррэ для многих музыкальных стилей.

D (ре мажор) в форме E: баррэ на 10 ладу, тоника на 6-ой, 4-ой и 1-ой струне.

D_E_1

Второй его вариант – без басовых струн: первый палец прижимает только верхние две струны.

D_E_2

D

И «родная» аппликатура для этого аккорда: D (ре мажор) в форме D, но в закрытой позиции на грифе, на октаву выше. Без баррэ, басовые не звучат. Тоника на 4 струне – 12 лад прижимается первым пальцем.

D_D_1

Вот и вся аккордовая система CAGED в мажоре для аккорда D (ре мажор). Таким же образом можно построить 5 аппликатур мажорного аккорда от любого звука.

Проработайте каждую форму с дополнительными вариантами аппликатуры. И сыграйте последовательно ре мажор по аппликатурам системы: сначала в форме С, потом A, G, E и D.

В аудиопримере последовательность завершается повтором аппликатуры C, но на октаву выше.

D_C_14

Септаккорды

На основе мажорных аккордов CAGED можно построить и аппликатуры септаккордов. Рассмотрим формы малого мажорного септаккорда в системе (мажорное трезвучие + малая септима). Соответственно полная версия в открытой позиции: C7 – A7 – G7 – E7 – D7

Местоположение тоники в аппликатурах мажорных аккордов и септаккордов совпадает. Но в некоторых формах она не дублируется на других струнах: A – на 5 и 3, а A7 – только на 5; G7 – только на 6 и 3 (на 1 – септима); E7 – на 6 и 1.

C7 (до мажор септаккорд): 6-ая не звучит, 1-ая открытая, к «лесенке» мизинцем добавляем септиму (3 струна на 3 ладу).

C7

A7 (ля мажор септаккорд): 3 открытая – септима, тоника в басу – на 5-ой.

A7

G7 (соль мажор септаккорд): добавляем септиму на 1 струне – 1 лад.

G7

E7 (ми мажор септаккорд): тоника – на 6-ой, септима – на 4-ой.

E7

D7 (ре мажор септаккорд): основной тон, также как и в мажорном аккорде, на 4 струне, но постановка пальцев меняется, септима – на второй струне.

D7

Последовательно сыграем септаккорды CAGED:

А теперь построим все пять аппликатур на грифе для аккорда D7 (ре мажор септаккорд):

D7 в форме С7: на третьем ладу, без баррэ, 6-ая и 1-ая не звучат. Постановка пальцев сохраняется, как и в открытой позиции для до мажора.

D7_C

D7 (в A7): баррэ на пятом ладу.

D7_A

D7 (в G7): на 7 ладу прижимаются 4 струны, басовые – согласно аппликатуре.

D7_G_1

Упрощённый вариант от основной формы G7 – только на первых четырёх струнах: тоника – на 3-ей, септима – на 1-ой.

D7_G_2

D7 (в E7): баррэ на 10 ладу.

D7_E

D7 (в D7): аккорд «в своей» аппликатуре, но на октаву выше; без баррэ, тоника – на 4-ой.

D7_D

Играем D7 (ре мажор септаккорд) во всех аппликатурах системы по порядку + повторяем форму C7 на октаву выше (от 15-го лада):

В миноре

Система CAGED применима и для минорных аккордов. Достаточно лишь в базовых аппликатурах большую (мажорную) терцию заменить малой (минорной). И получается система аккордов в 5 основных формах в миноре: Cm – Am – Gm – Em – Dm

Основные аппликатуры

Рассмотрим подробней процесс преобразования для каждой формы:

C → Cm: на 4 струне – со 2-го лада на 1-ый, а 1-ую струну исключаем из аппликатуры (поскольку – это ми – мажорная терция). Внимание! Постановка пальцев изменяется.

 

Можно сразу запомнить аппликатуры, как есть. Но если вы поймёте, освоите принцип их построения – преобразования (замены мажорной терции на минорную), то есть, как они получаются – можно обойтись и без зубрёжки. Например, не помните аппликатуру Dm, но знаете D: на основе мажорной формы самостоятельно строите минорную.

A → Am: на 2 струне – с 2 лада на 1.

G → Gm: на 5 струне – со 2 лада на 1, а вторая струна прижимается на 3 ладу (чтобы заменить мажорную терцию квинтой).

E → Em: 3-я струна открытая.

D → Dm: на 1-ой струне – со 2 лада на 1.

Играем все минорные аккорды системы:

Минорный аккорд в 5 аппликатурах системы

Давайте найдём на грифе Dm во всех аппликатурах системы CAGED (формах минорных аккордов в открытой позиции, рассмотренных выше). Также ориентируемся по расположению тоники на струнах (см. схему грифа с расположением звука ре).

Dm в аппликатуре Cm (до минора): без баррэ, без 6-ой и 1-ой струны. В отличие от открытой позиции, постановка пальцев немного усложняется, нужно ещё прижимать и третью струну.

Dm_Cm

Dm (в Am): баррэ на 5 ладу.

Dm_Am

Dm (в Gm): в таком же виде полностью аккорд в позиции взять не получится из-за сложностей аппликатуры. Попросту говоря, не хватит пальцев. Он играется в разных упрощённых вариантах на основе базовой формы:

без 1-ой и 2-ой струны:

Dm_Gm_1

без 6-ой (первым пальцем прижимается 4-ая и 3-ая, четвёртым – 1-ая и 2-ая):

Dm_Gm_2

Dm (в Em): баррэ на 10 ладу.

Dm_Em

Dm (в Dm): от тоники на 4 струне (12 лад).

Dm_Dm

Так звучит Dm в позициях (аккорды в аппликатурах системы + повтор формы Cm через октаву):

Минорные септаккорды

На основе минорных аккордов – 5 аппликатур системы CAGED – можно построить малые минорные септаккорды.

Cm7: и основная форма на первых ладах играется на баррэ, но указательным пальцем прижимаются только верхние четыре струны.

Cm7

Am7:

Am7

Gm7: аппликатура упрощается – без 5-ой и 4-ой струны; но в других позициях на грифе играется в таком же виде, без изменений, сохраняется и постановка пальцев.

Gm7

Em7: очень лёгкий аккорд – нужно всего лишь прижать 5-ую струну на 2 ладу.

Em7

Dm7: аппликатура с двумя вариантами постановки пальцев (только для открытой позиции!):

первым – прижимаются 1 и 2 струны:

Dm7_1

1 струна – вторым, 2-ая – первым:

Dm7_2

Минорные септаккорды по CAGED:

Теперь в нашем арсенале CAGED добавилось пять аппликатур минорного септаккорда. Применим их на практике: в качестве примера разберём Dm7 во всех формах системы.

Dm7 (в Cm7): просто перемещаем баррэ на 3 лад – по тонике в басу.

Dm7_Cm7_1

Ещё вариант – без 1-ой струны:

Dm7_Cm7_2

Dm7 (в Am7): берём баррэ на 5 ладу, но 6-ую можно не прижимать.

Dm7_Am7

Dm7 (в Gm7): строим аппликатуру от тоники на 6-ой струне. 5-ую и 4-ую глушим подушечкой второго пальца.

Dm7_Gm7

Dm7 (в Em7): и на баррэ этот аккорд довольно лёгкий, струны пережимаются двумя пальцами (первым и вторым).

Dm7_Em7

Dm7 (в Dm7): постановка пальцев другая, поскольку нужно прижимать и тонику (D) на четвёртой струне.

Dm7_Dm7

Играем Dm7 в позициях по CAGED (согласно порядку рассмотренных форм):

Эксперименты с CAGED

Кроме «шаблонных форм» CAGED даёт ключ и к поиску оригинальных аккордов, которые звучат в разных эмоциональных оттенках. Достаточно лишь применить не совсем стандартный подход в использовании аппликатур.

Для примера несколько экспериментов в системе:

№1: играем мажорные аккорды и малые мажорные септаккорды от D в позициях по CAGED, но не используем баррэ. То есть играем так аппликатуру, как будто на первых трёх ладах. Получается, что к звукам аккорда добавляются звуки открытых струн. Будь то в 3 позиции на грифе, в 5-ой, 7-ой и т.д. И в этом есть своя изюминка.

И что ещё примечательно – получаются сложные аккорды с надстройками без особых ухищрений в постановке пальцев (раскорячиваний, растяжек). То есть фактически по аппликатуре – это всё тот же CAGED.

Послушайте аудиопример:

В треке звучат:

D add 9/11 (на основе С): «лесенка» ре мажор, но струны не зажимаются на 2 ладу приёмом баррэ, как по стандарту системы. Добавляется 9-ая ступень (1-ая открытая струна) и 11 (3 струна).

D911_C

D add 9/11 (в A7): аккорд такой же, но в другом сочетании звуков, добавляется квинта. Без баррэ, только тоника в басу берётся, а 3 и 1 струна открытые.

D911_A7

D6 add11 без пятой ступени (в G): как будто соль мажор на 2 и 3 ладу с открытыми струнами, только это D… и на 9 и 10 ладу. Прибавляются надстройки: 3 струна – 11-ая, 2 – 6-ая.

D611_G

D6/E (в E): как и обычный ми мажор, но в десятой позиции на грифе. И в басу тоже Ми, а не Ре (основной тон).

D6_E

D (в D): почти без заморочек, стандартный аккорд, только в басу тоника на открытой струне, а не на 12 ладу, как того требует аппликатура в позиции.

D_D

№2: одну и ту же аппликатуру из системы, в данном примере это A (ля мажор), перемещаем по грифу, опять же без баррэ с открытыми струнами, но в басу постоянно звучит тоника основного аккорда как в аудиозаписи:

Получается мелодический ход. Аппликатура одинаковая, а надстройки разные в аккордах и относительно тоники основного аккорда.

Вот несколько аккордов из аудиопримера – форма A в разных позициях с открытой 5 и 1 струной:

В add11/A

Badd11_A

Am7

Am7

Amaj7 add b13

Amaj7addb13

D add9

Dadd9

A b9 #11

Ab9dies11

Советы – как заниматься

  1. Первым делом отрабатывайте базовые формы системы в открытой позиции: нужно не только уметь брать уверено аккорды, переходить с одного на другой, но и знать их название, тип (мажор, минор, септаккорд). И только потом приступайте к использованию CAGED в позициях для одного аккорда: последовательно проигрывайте каждую аппликатуру.
  2. Хорошо освойте навык поиска, построения аппликатур CAGED по тонике. Если плохо знаете гриф, найдите и используйте его схематическое изображение с расположением звуков на каждом ладу. Ищите, сверяйтесь.
  3. Сначала запоминайте, на какой струне в каждом аккорде тоника. Обратите внимание, в аккордовых сетках звуки по струнам указаны в нижней части схемы. В дальнейшем желательно научиться «видеть» все звуки аккорда по ступеням: где тоника, терция, квинта, септима.
  4. В статье для наглядности в примерах построение аппликатур от звука D. Но, разумеется, необходимо прорабатывать и другие аккорды. Например, проиграйте аккорды A, B, G, Bb, E: каждый в 5 позициях по системе CAGED. После освоения мажорных аккордов, переходите к септаккордам, затем минорные.
  5. Чтобы было интересней изучать, отрабатывать аппликатуры, создайте гитарный минус на одном аккорде. И устройте джем под названием CAGED: ритмом, перебором, какими-то отдельными штрихами, с добавлением обыгровок – в общем, как вам больше нравится – аккорд в разных аппликатурах системы. Последовательно в нисходящем и восходящем движении или выборочно.
  6. Если вы изучаете гаммы (минорную, мажорную, пентатонику, гармонический и мелодический минор), связывайте боксы с CAGED: берёте аккорд в позиции – потом гамма.
  7. Играйте любые аккордовые последовательности, песни, используя аппликатуры системы.
  8. Не бойтесь экспериментировать, импровизировать: найдите свои любимые аккорды.

Пусть и аккордовая система CAGED станет для вас источником гитарного вдохновения!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *