Легкие аккорды баре на гитаре: для начинающих

Занятие для тех, кто уже научился играть первое баррэ F или выучил пару баррэ и желает освоить все основные аккорды баре на гитаре. Далее для акустической гитары и электрогитары – часто используемые в песенном аккомпанементе аппликатуры с баррэ (схемы для начинающих, фото, таблица), как их найти на грифе, построить от любого звука, примеры аккордовых последовательностей из известных песен.

Определение и обозначение

Баррэ – приём аккордовой техники для гитары, когда в аппликатуре пальцем/пальцами прижимаются все струны или часть струн на определённом ладу.

Есть две формы приёма:

  • Большое баррэ – прижимаются все струны.
  • Малое баррэ – прижимается часть струн (3-4 струны).

Мы будем рассматривать аппликатуры минорных и мажорных аккордов, септаккордов в форме большого баррэ. О малом баррэ подробней в этой статье.

В аккордовых сетках баре обозначается обычно жирной сплошной линией на ладу. А цифра указывает – на каком именно ладу (в какой позиции). Если цифры нет, значит на первом ладу. Или же отсчёт от верхнего порожка (например, на 3 ладу аппликатура, но изображён гриф с 1-го по 5-ый лад).

обозначение баррэ

Иногда лад, на котором прижимаются все струны, в сетке изображают в виде точек, в отдельности или соединённых линией, скобкой.


Аппликатура для остальных пальцев указывается в стандартном для сетки формате. Например, A (ля мажор) на 5 ладу – схема и фото:

А также используются картинки с пальцами: для баррэ также обозначается палец цифрой – если «1», прижать все струны указательным.

В сетке это 5 лад:

с обозначением пальцев

Принцип построения аккордов с баррэ

Приём баррэ позволяет использовать аппликатурные формы открытых аккордов (Am, E, Em, A и др.) в любой позиции (на любом ладу). Баррэ как бы выполняет функцию верхнего порожка: фактически, он смещается в закрытую позицию аккорда с баре.

Форма E

Разберём принцип построения аккордов с баре на примере формы ми мажора – исходная открытая аппликатура и баррэ в позиции.

Наверняка вам хорошо знакомый E – на 1-ом и 2-ом ладу:

E (ми мажор)

Его тоника ми, основной звук, на 6-ой открытой струне.

Давайте построим в этой аппликатурной форме E другой мажорный аккорд – G на баре. То есть «перенесём», «сдвинем» форму E на другой лад, в закрытую позицию.

Строить аккорд будем от тоники (основного звука) на басовой струне, в данном случае на 6-ой.

Итак, в исходной аппликатуре E – тоника ми, на открытой 6-ой струне. Если нам нужен G (соль мажор), соответственно, сначала нужно найти его тонику – звук соль на 6-ой струне.

соль – на 3-ем ладу

Тоника соль – на 3-ем ладу. Наша «отправная точка» для построения соль мажор.

Баррэ на 3 ладу – прижимаем все струны указательным пальцем (как верхний порожек в открытой позиции на E). Остальными пальцами – аппликатура E: средний – 3-ая струна, 4-ый лад; мизинец – 4-ая, 5-ый лад; безымянный – 5-ая, 5-ый лад.

G на баре в форме E
Форма E «сдвигается» на 3-ий лад и получается G.

На фото G на баре:

фото G на баре

По аналогии можно использовать форму E и для других мажорных аккордов (от любого звука):

мажорные аккорды с баре в форме E
Аккорды на баррэ: F – на 1-ом ладу, A – на 5-ом ладу, Bb – на 6 ладу, C# – на 9-ом ладу.

Форма Am

И для закрепления изученного разберём ещё один пример – как строятся минорные аккорды с баре на основе формы открытого Am (на 1-ом и 2-ом ладу).

Допустим, нам нужно взять Cm на баррэ в форме Am:

Cm в форме Am

В открытом ля миноре – тоника ля на 5-ой открытой струне. Находим звук До – тонику Cm. Это 3-ий лад, 5-ая струна. А затем строим от этого звука аккорд в форме Am, но, разумеется, с баррэ.

Получается, что форма Am «перемещается» на 3-ий лад.

фото Cm

Расшифровка аппликатуры Cm:

  • указательный прижимает пять струн на 3-ем ладу (6-ая не звучит);
  • средний – 2-ая струна, 4-ый лад;
  • на 5-ом ладу: мизинец – 3-я, безымянный – 4-ая.

Попробуйте самостоятельно найти изученные аппликатурные формы E и Am от других звуков (от фа-диез, ми-бемоль, ре-диез и т.д.).

Часто используемые аппликатуры с баррэ

Аккорды на баре в форме E, Em, Am и A – самые легкие, простые. И в аккомпанементе эти аппликатуры используются чаще, чем остальные.

В рамках занятия разберём все аккорды (базовые) на основе этих форм. А именно – аккорды минорные и мажорные, малые мажорные септаккорды, большие мажорные септаккорды, малые минорные септаккорды. Они пригодятся вам в первую очередь при разучивании песен.

Для каждого аккорда две аппликатуры: 1 – с тоникой на 6-ой струне, 2 – с тоникой на 5-ой. Этого минимума вполне хватит, чтобы сыграть множество разных песен на баре.

Рассматриваем аппликатуры от звука До (C), но вы можете использовать их в дальнейшем от любого звука. То есть, применять их как шаблон по вышерассмотренному методу построения аккордов на баррэ.

Если возникнут какие-либо сложности – в помощь универсальные аппликатурные сетки, таблица-шпаргалка (аккорды баре для начинающих от каждого звука) в следующих блоках статьи.

С тоникой на 6-ой струне

Мажорный аккорд (форма E) – уже знакомый вам по примеру построения аккордов с баррэ от тоники.

Малый мажорный септаккорд (форма E7). Почти как мажорный, только убираем из основной аппликатуры мизинец с 4-ой струны.

Большой мажорный септаккорд. Тоже небольшая «перестройка» формы E.

Если от звука До – 8 позиция:

  • на 8-ом ладу баррэ указательным;
  • на 9-ом ладу: средним – 4-ую струну, безымянным – 3-ю;
  • на 10-ом ладу: 5-ая – мизинцем.


Минорный аккорд (форма Em). Лёгкое баррэ на гитаре: прижимаем в позиции все струны двумя пальцами (как на фото) – указательным и средним.

Малый минорный септаккорд (форма Em7). По аналогии с предыдущим шаблоном, только без мизинца на 4-ой струне.

С тоникой на 5-ой струне

В баррэ-аккордах с тоникой на 5-ой струне не прижимается и не звучит 6-ая струна (басовая – самая толстая).

Мажорный аккорд (форма A). Через лад от линии баррэ – мизинец прижимает 2-ю струну; безымянный – 3-ю, средний – 4-ю.

Эта аппликатура довольно сложная. В особенности непросто разместить три пальца на одном ладу в высоких позициях (ближе к 12-му ладу). Поэтому довольно часто используются упрощённые варианты формы A на баррэ:

упрощённые варианты формы A

Аппликатуры без 6-ой и 1-ой струны: 1 сетка – три струны прижимаются безымянным; 2 – три струны прижимаются мизинцем. 3 сетка – без 6-ой и 5-ой (басовых).

Фото упрощённых аккордов на основе баррэ в форме A:

                     

Малый мажорный септаккорд (форма A7). В отличие от формы A не прижимается 3-я струна.

Большой мажорный септаккорд (форма Amaj7). Также по форме A, но 3-я струна прижимается на соседнем ладу от баррэ.

Минорный аккорд (форма Am). Эта аппликатура также вам уже известна из примеров построения аккордов с баррэ. В отличие от исходной открытой формы постановка пальцев изменяется, так как указательным прижимаем все струны в позиции (баррэ).

Малый минорный септаккорд (форма Am7). Как и форма Am, но не прижимаем мизинцем 3-ю струну.

Универсальные аппликатуры баррэ

Итак, давайте подведём итоги по выученным аппликатурам.

Но представим их не от конкретного звука, а только лишь с обозначением тоники. Таким образом сетки можно будет использовать для построения аккордов на баррэ от любой ноты. Достаточно лишь отыскать нужный основной звук на 6-ой или 5-ой струне и использовать необходимый шаблон мажорного, минорного аккорда или септаккорда.

Аккорды на баре для гитары с тоникой на 6-ой струне:

с тоникой на 6-ой струне

С тоникой на 5-ой струне:

С тоникой на 5-ой струне

Примеры аккордовых последовательностей

Чтобы отработать изученные аппликатуры баррэ, поиграйте последовательности из известных песен.

Например:

Дельфины – Мумий Тролль (файл Guitar Pro):

Дельфины – Мумий Тролль

Мой друг художник и поэт – К. Никольский (файл Guitar Pro):

 

Мой друг художник и поэт (куплет)

Также можно сыграть 12-ти тактовый блюзовый квадрат на баррэ (в файле GP):

блюзовый квадрат

Больше песен с баррэ здесь.

И ещё упражнения на обычные баррэ – распространённые последовательности в любом ритме, темпе (произвольно, на ваш музыкальный вкус):

Упр. №1

Упр. №1

Упр. №2

Упр. №2

Упр. №3

Упр. №3

Упр. №4

Упр. №4

Таблица аккордов

В таблице все вышерассмотренные аппликатуры, построенные от основных ступеней звукоряда (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). По 10 аппликатур (5 с тоникой на 6-ой струне + 5 с тоникой на 5-ой) для каждого звука. Типы аккордов (мажорные, минорные, септаккорды) распределены по столбцам.

Если вам необходим аккорд от повышенного или пониженного звука, достаточно лишь «сместить» аппликатуру от основной ступени из таблицы, соответственно, на соседний лад вперёд (#) или назад (b).

Например, если баррэ A (ля мажор) на 5-ом ладу, то Ab (ля-бемоль мажор) на 4-ом ладу – на лад вниз по грифу, а A# (ля-диез мажор) на 6-ом ладу – на лад вверх по грифу.

аккорды Ab, A, A#

Если вам нужен аккорд H, Hm или H7, следует смотреть аппликатуры B, Bm или B7 в строке «Си». Так как H и B это разные буквенные обозначения одного и того же звука – си.

таблица аккордов с баррэ

таблица аккордов с баррэ (2)

Над сетками названия аккордов по буквенно-цифровой системе. Под каждой сеткой буквами обозначены звуки аккорда (для каждой струны).

Используйте таблицу на начальном этапе изучения аппликатур. Сначала постарайтесь самостоятельно найти аккорд по тонике на басовой струне. А затем сверяйтесь с таблицей. Также «шпаргалка» поможет и тем, кто ещё плохо знает расположение звуков на грифе, затрудняется использовать аппликатуры от определённой тоники.

На этом занятии мы разобрали только основные, распространённые формы баррэ. И конечно, это только первые шаги в освоении этого базового приёма. Для дальнейшего изучения баррэ вам также будет полезно ознакомиться с аппликатурной системой CAGED.

Успехов вам в изучении аккордов!


One Comment on “Легкие аккорды баре на гитаре: для начинающих”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *