Классика на электрогитаре: этюд Карла Черни в рок-обработке

Carl Czerny op299 Etude #6Технические этюды Schule der Gelufigkeit, ор. 299 (Школа беглости) австрийского композитора Карла Черни известны каждому пианисту. Они являются отличным пособием по развитию исполнительских навыков; причём не только на фортепиано, но и на гитаре.

Если вам нравится классика на электрогитаре, или вы хотите научиться быстро играть переменным штрихом, или просто желаете внести разнообразие в свои занятия по развитию медиаторной техники, то определённо этот материал для вас.

На этом уроке мы разберём Этюд №6 (видео – вариант в рок-обработке):

Сначала разберём ноты и табы (их можно скачать бесплатно <здесь>), а затем этюд можно будет поиграть под минусовку (треки mp3 в различных темпах приведены в конце статьи; вы также можете загрузить их на свой ПК).

Часть A

К. Черни op299 Etude #6 (1)

  • 1т. (С) — каждая доля такта «отталкивается» от Соль (третья открытая струна) — опорного тона До мажора (V ступени).
  • 2т. (G/B) и 3т. (G) — развитие идеи (педальный тон), начатой в 1т. Однако здесь, уже Соль является тоникой.
  • 4т. (С) — повторение 1т.
  • 5т. (D7/C) — схожая фигура с 4 долей первого такта, но на Ре мажор септаккорд. Фраза (ребро шестнадцатых) повторяется 4 раза: педальный тон — квинта A (ля) аккорда D7. Первые её два звука играйте P.M. (приглушивайте правой рукой), чтобы избавиться от лишних призвуков на межструнных скачках (1нота — ля на 5 струне, а 2 нота — ля на октаву выше, на 3 струне).
  • 6 т. и 7 т. — такие же фигуры на G/B, Am/C, G/D, D7 (P.M. !)
  • 8 т. (G) — переход на часть B. 2 и 3 доля играется свипом. Формула штриха выписана в нотах. В пассаже используется гамма Соль мажор с добавкой малой септимы (F — вторая нота в 4 группе шестнадцатых). Сочетание двух септим (F# и F) придаёт ему особенный колорит.

Ингви Мальмстин использует этот приём по отношению к минорному ладу. Например, в ля миноре он играет и G (м. 7), и G# (б. 7). В шутку гибридную гамму (эолийский + гармонический лад) Ингви прозвал «гармолийский» минор.

Часть B

К. Черни op299 Etude #6 (2)

  • 9т. – 12т. — возвращение к последовательности аккордов из первых четырёх тактов части A (C, G/B, G, С). В 9 и 10 т. — фразы также построены от Соль (но на октаву выше).

Повторяющиеся по 4 раза фигуры в 9-12 тактах могут послужить отличным подспорьем (художественным материалом) для создания вертушек. (Для тех, кто не знает: особые технические «фишки», часто используемые рок-гитаристами в импровизациях.)

  • 13 т. (Am6) — «отправная точка» в тональность ми минор. И начало красивой секвенции на последовательность, которую относительно тонального центра Ми можно представить, как Am6 (IV — субдоминанта) — Em/B (I — тоника) — B7 (доминанта).
  • 14 (Em/B) -15 (B7) т. —  продолжение секвенции: 14т. — от звука Си; 15т. — от Ля.

в 13-15т. аппликатура построена по диагонали, вдоль грифа.

  • 16 т. (Em) — мелодический Ми минор (1 – 2 – b3 – 4 – 5 – 6 – 7) В отличие от натурального минорного лада в нём вместо C играется C#, а вместо D — D#.

Часть C

  • 17 т. (A7) — повторяющаяся фраза от C# — терции Ля доминантсептаккорда.
  • 18 т. (Dm) — по аналогии от квинты минорного трезвучия (практически в такой же аппликатурной форме).
  • 19 (G7) – 20 т. (C) — вариации, соответственно, с открытой 2 и 3 струной.
  • 21-22 т. (F#) — обыгровка уменьшённого септаккорда.
  • 23-24т. (G – G/F – C/E — Dm) — выход к тоническому трезвучию. Также в аппликатурах задействованы открытые струны (4 и 3).
  • 25 – 28т. — продолжение вариаций от опорных тонов: в 25 т. (С) и 26 т. (G) — от соль (квинты и тоники, соответственно, по отношению к тональным центрам аккордов); в 27 т. (G) — от Си (терции соль мажора); 28 т. (С) — от Ми (терции До мажора).

Часть E

К. Черни op299 Etude #6 (3)

  • 29 т. (A) — гармонический Ре минор (или фригийский мажорный лад от Ля). Ноты G (соль) и Bb (си бемоль) придают звучанию трезвучия окраску A7 b9 (мажорного доминантсептаккорда с пониженной ноной).
  • 30т. (Dm) — 1 и 2 доля — гармонический ре минор; 3 и 4 доля — натуральный ре минор с добавлением Ab — пониженной квинты.
  • 31т. (G7 – C/G – G7) — До мажорная гамма; в 1 и 4 долях, где играется аккорд Соль мажор, принимает окраску миксолидийского лада (от тоники G).

Часть F

  • 32 т. (C) — финальный такт — ломанное арпеджио До мажора.

Минусовки для занятия

50 BMP

70 BMP

104 BMP (оригинальный темп)

120 BMP

140 BMP (в этом темпе этюд играется на электрогитаре в рок-обработке; смотрите видео)

Оригинальный трек (плюсовка)

Скачать запись и гитарный минус — тут.

Успехов вам в освоении этюда! Классика на электрогитаре с включенным OverDrive — это прекрасно!

11 прокомментировали статью “Классика на электрогитаре: этюд Карла Черни в рок-обработке”

  1. Здравствуйте,спасибо за этюд. Хотелось бы еще увидеть переложение этюда №21 op.299.
    Пробовал затабить сам,но сложновато для меня.

    1. Здравствуйте, Станислав. Взял на заметку. Тоже довольно таки интересный этюд)   

  2. Роман,скажите,как с вами можно связаться напрямую? Для сотрудничества?

  3. Замечательная обработка! И вся идея сайта.
    Роман, куда-то пропали ссылки на минусовки, сможете дать работающие?

    1. Здравствуйте! Спасибо! 

      Ссылка на минус рабочая. На страничке для скачивания: кнопка «Скачать» — Прямое скачивание. Если минусовки те, которые в проигрывателе с разными темпами — нужно включить Flash в браузере. 

  4. Спасибо! Порылся в настройках браузера и всё заработало. С нетерпением жду развития сайта 🙂

    1. P.S.
      Например, хотелось бы очень в подобной обработке «танец рыцарей» товарища Прокофьева. ^_^

  5. Роман, два вопроса:
    1. Скачать минусовки в медленном темпе как-то возможно?
    2. Вы шпарите это всё переменным штрихом?

    1. Минусовки в медленном темпе пока можно прослушать только онлайн.
      Да, в основном переменным штрихом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *