Каподастр для акустической гитары: виды, выбор, приёмы использования

Каподастр для гитары – что это?

Это зажим для струн, который устанавливается на определённом ладу. Укорачивает длину струн и изменяет высотный строй гитары.

Порожек (или «нулевой лад») смещается на лад, где установлен каподастр.

Стандартный строй гитары (от1-ой к 6-ой басовой): E B G D A E

А если, к примеру, установить каподастр на 2-ой лад, тогда строй гитары будет (от 1-ой к 6-ой):
F# C# A E B F#

То есть, с каподастром на 2-ом ладу строй гитары повышается на 1 тон.

Название «каподастр» происходит от итальянского слова «capotasto»: capo – головка, верх; tasto – лад, верхний порожек.

Предназначение

Для чего нужен каподастр на гитаре:

Смена тональности без изменения аппликатуры: можно играть песни, как и на открытых аккордах – простых (форма Am, Dm, E, C, G) и сложных (в «растянутой» аппликатуре, широко открытые аккорды и т.д.) – но в другой тональности, устанавливая каподастр на соответствующий лад;

Замена баррэ без изменения тональности: выбор позиции, в которой аккорд можно сыграть без баррэ, в аппликатуре открытого аккорда (например, вместо баррэ F на 1-ладу – форма D с каподастром на 3-ем ладу);

Для партии 2-ой гитары: одинаковый ритм с 1-ой гитарой, арпеджио и другие приёмы гитарной аранжировки, но на аккордах в более высоком регистре (каподастр в позиции выше – в других аппликатурах);

Значительное повышение строя гитары, чтобы имитировать звучание балалайки, мандолины.

Подробней в примерах, зачем каподастр для гитары – далее в статье.

Виды каподастров

Виды каподастров

По специализации – для какой именно гитары – различают следующие виды каподастров:

  • для классической гитары;
  • для акустической гитары;
  • для электрогитары;
  • универсальные – для акустической/электрогитары.

В рамках этого обзора мы будем рассматривать каподастр для акустической гитары (с металлическими струнами): виды, как выбрать и как поставить, варианты использования, как изготовить зажим струн для акустики своими руками.

Итак, какие есть каподастры для акустики по типу конструкции:

Пружинный или «прищепка»

Зажим на грифе фиксируется при помощи пружинного механизма.

Пружинный

Преимущества: простой в использовании, быстро устанавливается, перемещается; некоторые гитаристы во время игры на гитаре успевают убирать пружинный каподастр и продолжают играть в стандартном строе.

Недостатки: нет регулировки пружины, сила прижатия струн может быть слишком большой (в особенности если новый зажим), из-за чего в позиции неточный строй.

Пружинный с регулятором силы прижатия

Такие же преимущества, как и у обычного пружинного каподастра. И ещё плюс к этому – регулятор силы прижатия. «Прищепку» можно отрегулировать так, чтобы она не слишком вдавливала струны в лад и, соответственно, чтобы сохранялся точный строй.

Пружинный с регулятором

Винтовой

Прижимная планка фиксируется на грифе при помощи винтового механизма.

Винтовой

Преимущества: плавная, точная регулировка силы прижатия; исключено пережатие струн, можно добиться точного строя.

Недостатки: на установку требуется больше времени, чем на пружинный; быстро не получится убрать его с грифа, переместить в другую позицию.

Винтовой, прижим с другой стороны грифа

Разновидность винтового каподастра – прижим фиксируется винтовым механизмом с другой стороны грифа, посередине.

Винтовой, прижим с другой стороны грифа

Преимущества:

  • компактность;
  • создаётся естественное, равномерное давление на струны. Примерно, как опора большим пальцем на баррэ;
  • чётко держит строй;
  • чтобы был всегда под рукой, можно разместить на головке грифа, за порожком.

Недостатки: на установку требуется больше времени, конструкция должна соответствовать ширине грифа, нельзя оставлять открытые струны (прижимать только часть струн) в позиции для изменения строя.

Советы по выбору

Как выбрать каподастр для акустики? Несколько полезных рекомендаций:

1. Если покупаете в магазине, прежде всего сообщите продавцу о том, что вам нужен каподастр именно для акустической гитары. Или же при покупке в онлайн-магазине по возможности поставьте соответствующий фильтр, перейдите в подраздел, чтобы отображались каподастры только для акустики.

Дело в том, что каподастры для классической и акустической/электрогитары принципиально отличаются друг от друга по форме зажима:

  • Для акустической гитары/ электрогитары зажим струн слегка изогнут – для радиусной накладки грифа.
  • А для классической гитары зажим без изгиба – на гриф с ровной накладкой.

Каподастры для классической и акустической гитары

Каподастр для классической гитары на акустическую не подойдёт! Зажим прямой формы не будет качественно прижимать струны на радиусной накладке.

2. Затем определитесь с типом конструкции: какой лучше – пружинный или винтовой.

Конечно, у каждого вида есть свои плюсы и минусы. Но во многом нужно ориентироваться и на свои личные предпочтения. С точки зрения поставленных задач – преимущества какой-то конкретной модели будут ключевыми, определяющими выбор, а её недостатки могут быть и не существенными.

Например – какой хороший каподастр может быть именно для вас:

  • Много играете песен в разных тональностях, приходится часто переставлять каподастр – скорей всего вам подойдёт пружинный. Быстрая установка – ключевое свойство в данном случае.
  • А если ещё вдобавок к этому каподастр используется на разных гитарах и с разным калибром струн, то лучше выбрать пружинный с регулятором силы прижатия.
  • Не столь часто изменяете строй, нет необходимости постоянно переставлять зажим, и нужна тонкая настройка прижима струн, скорей всего вам больше подойдёт винтовой каподастр.

3. Что касается цены: в большинстве случаев лучше придерживаться золотой середины – не стоит выбирать слишком дешёвые и слишком дорогие модели. У «бюджетных» может быть ненадёжная конструкция. Ну а дорогостоящие, в особенности для начинающих, могут оказаться неоправданной растратой средств. Ведь поначалу можно обойтись и без каких-то конструкционных «наворотов», эксклюзивного дизайна и сверхкачественных, дорогих материалов.

Как ставить каподастр

Разберём пошагово как ставить каподастр на лад.

Инструкция с фото на примере пружинной модели.

1. Перед тем, как устанавливать каподастр, хорошо настройте гитару.

2. Возьмите каподастр в левую руку. Пальцы положите на рукоятку прищепки.

№2

3. Рукояткой отожмите пружину. Так чтобы образовалось пространство примерно чуть больше толщины грифа.

№3

4. И в таком разжатом состоянии заводим каподастр на гриф, в нужной позиции.

№4

5. Подводим зажим струн максимально близко к порожку лада. При такой постановке сохраняется точный строй и струны хорошо звучат.

№5

Придерживайтесь этого правила и при установке каподастра с другой конструкцией (например, винтового).

6. Аккуратно отпускаем рукоятку, чтобы зафиксировать каподастр на грифе. Всё – зажим для гитары установлен.

№6

Варианты использования каподастра

Теперь подробно в примерах разберём для чего нужен каподастр, как он вам может пригодиться.

Смена тональности без изменения аппликатуры

Бывает так, что тональность не подходит для голоса – высоко петь или низко. Или в силу каких-то других причин нужно менять тональность. Но при этом совсем не хочется «расставаться» с удобной, лёгкой аппликатурой открытых аккордов.

Вот в таких ситуациях каподастр – первый помощник.

Для чего служит зажим струн? Прежде всего для изменения строя.

Выбор, определение тональности – на какой именно лад поставить каподастр – можно осуществлять различными способами.

Опытным путём

Самый простой вариант – как играть с каподастром. Не вникая в подробности музыкальной теории, просто переставляем каподастр на определённый лад и пробуем играть песню. На тех же аккордах, как и в открытой позиции. А дальше по результату – как подходит для вокала – выбрать позицию выше или ниже, или оставить как есть.

каподастр на 5-ом ладу

Смещение по полутонам

Смещение каподастра на один лад – повышение строя гитары на полтона.

Например, песня в ля миноре. Чтобы повысить её на полтона, сыграть в ля-диез миноре и при этом сохранить аппликатуру, нужно поставить каподастр на 1-ый лад. А аккорды при этом нужно брать на соседних ладах. Всё те же формы Am, Dm и др. Но уже в другой тональности – это будет A#m, D#m и т.д.

Нужно повысить на тон тональность. Соответственно, устанавливаем зажим струн на 2-ом ладу – повышение на тон (или два полутона). И так далее – отсчитываем полутона для повышения тональности.

Если от ля минора – цифрой обозначен лад, на котором нужно установить каподастр:

Am (0, открытая позиция) – A#m (+1) – Bm (+2) – Cm (+3) – C#m (+4) – Dm (+5)…

По тонике аккорда

Если вы хорошо знаете расположение звуков на грифе, легко определиться с позицией по тонике аккорда.

Как работает этот способ:

Например, из Ля минора (Am) в Ре минор (Dm).

В Am – тоника ля – это пятая открытая струна. Находим на этой же, 5-ой струне, звук ре – тонику Dm – 5-ый лад.

По тонике аккорда

Значит, каподастр нужно поставить на 5-ый лад. И теперь без изменения аппликатуры можно сыграть песню в ре миноре.

Так же можно ориентироваться и по другим аккордам. Если Em – тоника ми на открытой 6-ой струне. Чтобы сыграть в ля миноре – находим на 6-ой струне ля – этой 5-ый лад. Ставим в этой позиции каподастр. Теперь Am в аппликатуре Em. И аппликатура других аккордов последовательности будет без изменений.

Am в аппликатуре Em

По таблице

Тоже довольно лёгкий способ для определения, выбора тональности, аккордов.

таблица аккордов с каподастром

Через «/» указаны названия аккордов в двух вариантах: с диезом и бемолем.

В верхней строке (сетки) находите форму необходимого аккорда. И спускаетесь по столбцу вниз до строки – в зависимости от того на каком ладу каподастр. В итоге получаете название аккорда в позиции согласно выбранной формы.

Например, нужно определить, как называется аккорд в форме Am, если каподастр установлен на 3-ем ладу.

В верхней строке находим форму Am (это 1-ая сетка). И далее по этому столбцу: читаем название аккорда в строке «На 3-ем ладу». Это аккорд Cm (до минор) в форме открытого Am (ля минора).

Замена баррэ: без изменения тональности, в другой аппликатуре

Зачем нужен ещё каподастр? Иногда он помогает избавиться от баррэ.

Допустим, вам нужно сыграть последовательность в фа мажоре – F/ Bb/ С. Первые два аккорда с баррэ и третий открытый.

F-Bb-C с баррэ

Всё хорошо, аккорды звучат. А вот, что делать, если в такой аппликатуре не совсем удобно играть?

Оказывается, можно просто установить каподастр в другую позицию – чтобы сыграть эти аккорды в другой аппликатуре без баррэ.

Попробуем сыграть F/ Bb/ С в третьей позиции – каподастр на 3-ем ладу:

каподастр на 3-ем ладу

Получается, что вся последовательность в аппликатуре открытых аккордов:

  • F (фа мажор) – в форме открытого аккорда D
  • Bb (си-бемоль мажор) – в форме G
  • C (до мажор) – в форме A

Единственный нюанс такого подхода – аккорды звучат в более высоком регистре.

Сложные открытые аккорды в другой тональности

В открытой позиции, кроме простых Am, Dm, E, есть ещё и много сложных аккордов с открытыми струнами. Звучат они красиво. Но их аппликатуры порой требуют задействовать все пальцы левой руки. Из-за чего сыграть их в другой тональности – используя приём баррэ в другой позиции – просто не получится. Или же возможно, но крайне сложно.

И вот эта аккордовая красота с лёгкостью переносится в другую тональность посредством каподастра.

Наглядно, в примере:

Последовательность: Em7/ G/ Em7/ A7sus4

Em7/ G/ Em7/ A7sus4

Но нужно сыграть её в соль миноре.

Все аппликатуры на четыре пальца. И сыграть их в закрытой позиции с баррэ, сохраняя постановку пальцев, просто нереально.

В таком случае, играем эти же аккорды на гитаре с каподастром, установленном на 3-ем ладу (определяем позицию по тонике – для соль минора).

В новой тональности (соль минор) последовательность без изменений аппликатуры:
Gm7/ Bb/ Gm7/ C7sus4/

Gm7/ Bb/ Gm7/ C7sus4/

Широко открытые аккорды

Так называемые широко открытые аккорды тоже можно транспонировать в другую тональность. При этом в повышенном строе они порой приобретают особенно красивое звучание.

Рассмотрим в примере – как пользоваться этим приёмом:

В ми миноре – С — D9/11- Em – звучат отлично.

С - D9/11- Em

Но хотелось бы использовать эти красивые аккорды в соль миноре. То есть в тональности на малую терцию выше от исходной (ми минора).

Повышаем строй гитары на полтора тона – каподастр на 3-ий лад (на три полутона (три лада) от стандартного строя – открытых струн).

Вот и всё, что нам нужно сделать.

Последовательность в соль миноре с этими же аппликатурами (как в ми миноре):
Eb – F9/11 – Gm

Eb – через два лада от каподастра (тоника ми-бемоль – 5-ая струна, 6-ой лад):

Eb

F9/11 – через четыре лада от каподастра (тоника фа – 5-ая струна, 8-ой лад), или через лад от Eb:

F9/11

Gm – через лад от F9/11 (тоника соль – 5-ая струна, 10-ый лад)

Gm

Для партии второй гитары

Используя каподастр, можно придумать отличную партию 2-ой гитары. Причём без особых заморочек с аппликатурами.

Даже с формами открытых аккордов можно создать эффектный саунд в гитарной аранжировке.

К примеру, есть ритм-партия на открытых аккордахG/ D/ A/ D

А можно сделать её ярче, красочней, если добавить партию второй гитары с таким же ритмическим рисунком, но последовательность сыграть в другой позиции (выше), т.е. аккорды в других аппликатурах.

на две гитары

На 2-ой гитаре – каподастр на 5-ом ладу:

  • G – в форме D;
  • D – в форме A;
  • A – в форме E.

Ещё вариант, как сделать аранжировку – сыграть какой-нибудь перебор на 2-ой гитаре. Также установив каподастр в другую позицию, на аккордах в другой аппликатуре.

Например, так (эта же последовательность G/ D/ A/ D для двух гитар, как в сетках):

Самодельный каподастр

Чем можно заменить каподастр? Как вариант – в домашних условиях изготовить зажим для грифа из подручных материалов.

Но сразу оговоримся – ниже представленный «самопальный аналог» куда хуже заводской модели. И по конструкции, и по звуку. Держите этот способ про запас, на случай острой необходимости: если вдруг ваш каподастр сломался, вы его забыли и т.д. В остальных случаях – если обстоятельства не прижимают – купите подходящий зажим для струн и не вдавайтесь в рукодельные эксперименты.

Итак, чтобы быстро смастерить каподастр:

1. Приготовьте необходимые материалы:

обычный карандаш: по длине можно короче, но чтобы хватило на все струны; тогда проще будет монтировать конструкцию;

резинка: какую хотите (например, для волос, упаковочная, можно отрезать полоску от старой велосипедной камеры), главное, чтобы она растягивалась примерно на ширину грифа с небольшим запасом (не больше, не меньше).

2. Заденьте резинку с одной стороны карандаша. На 50% конструкция готова.

3. Поднесите к грифу заготовку. Карандаш приложите рядом с порожком лада.

4. Удерживая карандаш в таком положении на ладу, растяните резинку под грифом и потом заденьте её с другой стороны карандаша. В итоге, должна получиться конструкция как на фото.

Вот и самодельный вариант – чем заменить каподастр.

На этом завершаем обзор.

В шутках типа «купи каподастр и будет тебе счастье» или «когда есть каподастр, мир становится лучше и добрей», есть ещё и доля правды. Это к тому, что зажим для струн очень полезная, интересная штука в гитарном деле. И аккомпанемент можно сделать легче, и добиться интересного звучания. Да и от любимых аппликатур отказываться не придётся – хоть в какой тональности.

Осваивайте, изучайте приёмы с каподастром. Пусть это нехитрое приспособление поможет вам открыть новые грани гитарного творчества!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *