Как придумать оригинальный аккомпанемент?

Гитарные аккорды способны отобразить смысл, настроение, атмосферу песни не хуже текста, мелодии, вокальной партии. И пусть в композиции незамысловатая гармоническая последовательность, и пусть один аккорд звучит несколько тактов. Всё равно на основе даже такого простого материала можно придумать красивый, мелодичный аккомпанемент.

Чем больше звуковых оттенков, красок в арсенале исполнителя, тем лучше. Имея на руках богатую палитру, он, как художник, может в деталях и подробностях ярко передать эмоциональный посыл темы — грусть, радость, загадочность, мистическое таинство, тревогу. Да что угодно, что будет уместно в контексте творческой задачи. Развернуть в пределах одной функции, например, того же обычного ля минора, натюрморт, пейзаж, ноктюрн. Создать фоническую декорацию для музыкального повествования.

Давайте, вооружившись этой теорией, попробуем придумать интересный аккомпанемент на простые гармонические последовательности в тональностях ля/ми/ре минор. В каждом из ниже рассмотренных примеров смоделирована своего рода творческая задача, которая заключается не только в том, чтобы наполнить стандартные «связки» замысловатыми аппликатурами, но и ещё в передаче настроения темы.

Пример №1: Am-Dm-E-Am

Только на минутку задумайтесь, сколько песен и инструментальных композиций играется на этот ход аккордов… Вероятно много. Даже очень много. Конечно, все их можно сыграть на стандартных аккордах в первой позиции — на аккордах, которые с первых уроков на гитаре начинают осваивать новички. Но ведь можно постараться и придумать  что-то оригинальней, чтобы тема была узнаваемой на слух.

Предположим у нас есть некая лирическая тема про осень, дождь, грусть и любовь на аккорды Am-Dm-E-Am. И играется она самым, что ни на есть, обычным перебором. Примерно так:

А исполнителю, гитаристу и певцу в одном лице, жуть как хочется отобразить в аккордах сказанное в стихах песни, и жуть как не хочется использовать «заезженные» аппликатуры. Что делать? Конечно, придумывать свой вариант аккомпанемента!

Если речь идёт о лирических переживаниях на фоне пасмурного неба с дождём и позолоты листьев, наверняка нам понадобятся «прохладные» тона с привкусом грусти. Для «разукрашивания» Am (ля минора) возьмём:

  • Asus2 (в трезвучии вместо терции (ноты C) секунда (вторая ступень) — нота B);
  • несколько вариантов Am9 (минорный нонаккорд).
  • Для Dm (ре минора): также нонаккорд Dm9 и Dm7.
  • Для E (ми мажора): аппликатуры в IV и V позиции с открытыми струнами.

Am_Dm_E

Перебор, последовательность аккордов (+ количество тактов, которое приходится на каждый аккорд) сохраняем в первоначальном виде.

В итоге получается вот такой вариант:

Am

Безусловно, у вас может быть своё видение темы и, соответственно, свой вариант аккомпанемента. Разберите табы/ноты гитарных аккордов данного примера и поэкспериментируйте с ними: сыграйте их другим перебором, добавьте к ним другие аккорды на основе Am.

Пример №2: Em-Am-B7-Em

Всё та же последовательность — I IV V I — но в ми миноре. На этот раз нам предстоит «обогатить» звучание рок-баллады о войне. Каждый аккорд последовательности играется 1 такт перебором «восьмёрка».

Поскольку тема серьёзная, назидающая, то возьмём аккорды  с диссонирующими тонами. Они будут привносить в аккомпанемент оттенок тревоги, суровых размышлений.

Em 6/9, Em 9, Am9, Bsus4, B#5 и др.Em_Am_B

А также сыграем аккорды другим перебором:

Табы и ноты аккомпанемента из аудиопримера:

posledovatelnost-Em

Пример №3: Dm-Bbm-Gm-Dm

Ну а от этой последовательности (I — VIm — IV — I) откровенно веет мистикой — а-ля Doom metal.

Впрочем, и в ней можно отойти от стандартных аппликатур и «разукрасить» аккомпанемент в мрачные, «колдовские» тона.

Dm — Dm b5/9, Dm b5 и Dm9; Bbm — Bbm #11; Gm — Gm 6/#11;

Dm_Bbm_Gm

Та же последовательность, тот же перебор, но звучит уже совершенно по-другому.

Табы и ноты «мистического» аккомпанемента.

posledovatelnost-Dm

Смело экспериментируйте на этом творческом поприще: постоянно пребывайте в поиске интересного звучания; не бойтесь выходить за рамки стандартных аппликатур; пополняйте свой «словарь» аккордов — много аккордов не бывает. Оригинальное, необычное звучание — это наше всё. Индивидуальный почерк — одна из граней мастерства музыкального искусства.

3 прокомментировали статью “Как придумать оригинальный аккомпанемент?”

    1. Здравствуйте, Дмитрий. Все аудиопримеры воспроизводятся на страничке. Попробуйте в другом браузере открыть либо просмотрите настройки воспроизведения медиаконтента.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *