Как научиться быстро переставлять аккорды на гитаре: советы для начинающих

Успеть перескочить с аккорда на аккорд, играя песню – ещё та задача для начинающих гитаристов. Донимают характерные ошибки – слишком большие паузы, неровно, хромает ритм, не все ноты звучат и пр. И тут, конечно же, возникает вопрос, как научиться быстро переставлять аккорды на гитаре.

Подробно отвечаем на него в этой статье. Далее – о секретах аппликатурных приёмов для быстрой смены аккордов, общие рекомендации по отработке аккордовой техники. И, естественно, с примерами в аппликатурах на фото и в аппликатурных сетках.

Общий звук в аккордах: переход, не снимая палец со струны

У одного аккорда и второго, на который нужно перейти, могут быть общие звуки, одни и те же ноты. И в аппликатурах они расположены одинаково – на той же струне, на том же ладу. Соответственно, будет и общий палец или даже несколько общих пальцев в аппликатурах, которые вообще можно не снимать, переставляя аккорд. То есть они остаются на том же месте. Усилий уже меньше нужно прикладывать – легко быстро ставить аккорды. Минимум «движений».

Давайте на практике рассмотрим использование этого приёма. Для конкретных последовательностей, распространённых в песенном аккомпанементе.

Am – A7

С ля минора на ля мажор септаккорд:

С Am на A7

  1. Берём Am, как обычно (фото №1).
  2. Когда нужно переставлять аккорд (фото №2): указательный палец на 2-ой струне и средний на 4-ой не снимаем, оставляем неподвижными; а приподымаем только лишь безымянный – убираем его с 3-ей струны, 2 лада.
  3. Безымянным прижимаем 2-ую струну на втором ладу (фото №3). Вот и A7! Только лишь один палец нужно было переставить с Am.

Обратите внимание, что указательный так и остаётся на первом ладу. Фактически он не участвует в аппликатуре. Тем не менее, в такой постановке легче, быстрей зажимать ля мажор септаккорд. Второй вариант перехода – можно снимать и указательный. Ми – общий звук в аппликатурах Am и A7 – средний (4-ая, 2-ой лад). Только он остаётся неподвижным.

Dm – G

С ре минора на соль мажор:

В аппликатурах Dm и G общий звук ре: безымянный – 2 струна, 3-ий лад.

С Dm на G

1. Стандартный Dm.

2. Указательный и средний приподымаем, когда нужно переставлять на G. А безымянный, «общий палец», так и прижимает вторую струну.

3. Берём G:

  • указательный – 5-ая, 2-ой лад;
  • средний – 6-ая, 3-ий лад;
  • безымянный уже на своём месте – где ему и нужно быть по аппликатуре (вот вам и экономия движений!);
  • мизинец – 1-ая, 3-ий лад.

Dm – G7

С ре минора на соль мажор септаккорд:

Общий звук в Dm и G7 – фа: указательный на 1-ой струне, 1-ом ладу.

С Dm на G7

Когда нужно переставлять на G7 с Dm, снимаем средний, безымянный. А общий палец, в данном случае указательный, оставляем на своём месте. Он продолжает прижимать 1-ую струну.

Осталось только поставить G7: средний – 5-ая струна, 2-ой лад, безымянный – 6-ая, 3-ий лад.

С – Am

С до мажор на ля минор:

С → Am

Общих два звука: указательный – 2-ая струна, 1-ой лад (до) и средний – 4-ая, 2-ой лад (ми). Их не снимаем при переходе на Am. Получается, что по аппликатуре перемещается только безымянный с 5-ой струны, 3-его лада (С) на 3-ю, 2-ой лад (Am).

Am – B7

С ля минора на си мажор септаккорд.

В7 довольно сложный – новичкам ставить его непросто. И общий палец с Am может избавить от «тормозов» на переходах в песне, когда Am – B7.

Общий звук – ля: безымянный прижимает 3-ую струну на 2-ом ладу.

С Am на B7

Итак, с Ля минора, чтобы быстро перескочить: указательный и средний убираем. «Остаток формы» – безымянный также продолжает прижимать 3-ую струну.

Берём B7: добавляем указательный – 4-ая, 1-ый лад, средний – 5-ая, 2-ой лад, мизинец – 1-ая, 2-ой лад.

Am – D7

С ля минора на ре мажор септаккорд:

В этих аппликатурах общий палец указательный (2-ая струна, 1-ый лад – до). Переставляем только средний и безымянный.

С Am на D7

Быстро переставлять аккорды с общим пальцем/пальцами из примеров можно и в обратном порядке. То есть приём для удобных аппликатурных переходов будет работать и в последовательности Am – C, G –Dm, G7 – Dm и др.

Изменение постановки пальцев в аппликатуре

Попросту говоря, аккорд берётся немного по-другому. Например, 5-ая струна в аппликатуре прижимается не указательным пальцем, а средним; 6-ая – не средним, а безымянным и т.д.

Что это даёт? Наикратчайший путь для пальцев при переходе. То есть тоже получается минимум перемещений. Иногда после изменения постановки появляется и общий палец. И таким образом достигается плавная и чистая смена аккордов на гитаре.

Рассмотрим несколько последовательностей с применением этого метода:

Em – G

Изменяется аппликатура G: без указательного пальца – средний на 5-ую струну, безымянный на 6-ую и мизинец на 1-ую.

И получается удобная связка с общим пальцем в аппликатурах:

Em – G

  • Em – играем как обычно.
  • Когда переходим на G: средний не снимаем со струны – он общий в аппликатурах.
  • Для соль мажора осталось только добавить два пальца: безымянный на 6-ую струну, мизинец на 1-ую.

Так можно зажимать Em – G или G – Em в приличном темпе, не сбиваясь, без пауз.

C – G

Соль мажор в такой же изменённой аппликатуре – без указательного пальца. Если в последовательности постоянно нужно «перепрыгивать» на C и G, такой вариант пальцовки очень даже подходит.

C – G

Положение среднего и безымянного практически не меняется, их нужно только переставить на 5-ую и 6-ую струны для G.

A – B

С ля мажора на си мажор. В таких формах зачастую ещё добавляются и сложности с баррэ. Переход и смещение в позицию.

Но если сменить постановку пальцев в открытом A (без указательного) и заменить баррэ упрощённой формой, уже можно быстрее переходить с аккорда на аккорд. Такую аппликатурную связку освоить легче.

A – B

  • Берём A (ля мажор) в изменённой аппликатуре: на втором ладу – средним 4-ую струну, безымянным 3-ю, мизинцем 2-ую.
  • Когда нужно переходить на B, пальцы снимаем, но не расгибаем. Они должны быть примерно в таком же положении, как были и на A. В «воздухе» сохраняем форму. И так их перемещаем в позицию.
  • Затем B (си мажор) во второй позиции. Аппликатура без изменений. Только добавляется указательный на 1-ой струне.

Так можно переставлять пальцы на аккордах в форме A и в закрытых позициях. С Eb на D, с D на C и т.д.

Em – F#

По аналогии с предыдущей последовательностью – когда открытый аккорд и далее с баррэ.

Em – F#

  • Em берём мизинцем и безымянным (так удобней для перехода в позицию F#).
  • Снимаем аккорд, но сохраняем форму аппликатуру (пальцы не расгибаем). Перемещаемся во II позицию.
  • На F# – упрощённое баррэ: безымянный и мизинец ставим на 4-ом ладу, также как они были и на Em; добавляем средний на 3-ую струну, и указательным прижимаем 1-ую и 2-ую.

Изменение формы аппликатуры

Чтобы было удобней, быстрей переставлять аккорды, изменяется основная аппликатура: добавляются или убираются пальцы. Однако следует учитывать то, что при таком подходе удваиваются/утраиваются основные звуки аккордов либо добавляются надстройки, дополнительные ступени. То есть наряду с аппликатурными удобствами меняется и звучание аккордов. Иногда это «фишка» в аккомпанементе – звучит классно. А иногда и нет: удобные аппликатурные связки, но для конкретной песни, мелодии не подходят. В таком случае нужно искать другие решения.

Ну что ж, учимся использовать изменённые аппликатуры:

G – C9

Вместо C берём C9, получается два общих пальца (звука) с G.

G – C9

C – G

К стандартной «лесенке» C добавляем мизинец (1-ая струна, 3-ий лад – соль). Он будет общим пальцем для С и G. Переход на соль мажор – нужно только переставить средний и безымянный.

C – G

С – Fmaj7

Вместо стандартного баррэ F – простая трёхпальцевая аппликатура Fmaj7. Легче, быстрей – но всё-таки это не просто мажор, а большой мажорный септаккорд. Не забудьте, что звучание в приоритете. Слушайте, как эта связка будет гармонировать в аккомпанементе.

С – Fmaj7

C – F

Опять же баррэ F, на котором новички часто «тормозят», упрощается. И получается с C частично общий палец: указательный остаётся на том же ладу, но немного смещается, чтобы прижать 1-ую и 2-ую струны.

C – F

Am – F9

В F добавляется 9-ая ступень – как замена фа мажора в I позиции. Для этого аккорда не требуется баррэ. И на него легче перейти с Am.

Am – F9

Bm – F#

Аппликатурная форма полностью, без изменений, смещается лишь на струнах. Bm (си минор) без баррэ. Затем пальцы приподымаем. И ставим в таком же положении только от 2-ой струны – F# без баррэ.

Bm – F#

Эти аппликатуры можно применять и в других позициях – Em – B (VII), Dm – A (V) и др.

Удар по открытым струнам при переходе на аккорд

Чтобы уложиться в ритм, можно во время перестановки пальцев делать удар по открытым струнам:

  • Играется первый аккорд боем.
  • И на последний удар боя, пальцы снимаются с аккорда, пока звучат открытые струны, подготавливаются для перестановки в другую аппликатуру.
  • Затем второй аккорд и т.д.

Пример, использования приёма в последовательности Am – Dm – E – Am:

Am – Dm – E – Am

Последние удары боя (промежуточные) отмечены скобками в табах и нотах.

Если перебором – для упрощения переходов защипывается открытая струна согласно последовательности перебора (к примеру, в «шестёрке», «восьмёрке» – это 3-я).

Приём использования ударов по открытым струнам во время перестановки пальцев в основном хорошо звучит на открытых аккордах, а также в тональностях созвучных со 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой неприжатыми струнами – в Em/E, Bm/B, D, A и др.

А вот в некоторых последовательностях с диезными/бемольными закрытыми аккордами удары по открытым струнам на переходах использовать не рекомендуется. Так как они будут создавать диссонирующий призвук.

Что делать когда «хитрости» не помогают, или советы по развитию аккордовой техники

Конечно же, все выше рассмотренные приёмы для быстрой перестановки аккордов дают возможность сыграть ровно и чётко аккомпанемент в самых быстрых темпах. Но, увы, их не всегда их можно применить. Всё-таки это только «хитрости» для некоторых аппликатур.

Что же делать в таком случае? Наряду с использованием отдельных вспомогательных аппликатурных приёмов, безусловно, нужно развивать и базовую аккордовую технику.

В завершение занятия – дополнительно – общие советы, как научиться переставлять быстро аккорды. Или как одолеть сложные аппликатуры, когда по-другому их никак сыграть нельзя (без общего пальца, изменения постановки пальцев, аппликатурной формы):

  1. Без ритма отработайте аппликатуру каждого аккорда в отдельности. Так, чтобы пальцы одновременно становились на струны. И чтобы при этом звучала каждая нота.
  2. Пробуйте соединять аккорды. Включите метроном в очень медленном темпе и прорабатывайте перестановку. Как только пальцы снимаются с первого аккорда, перемещая их над грифом, сразу же старайтесь формировать аппликатуру следующего аккорда. Или как бы одновременно перемещайте пальцы к ладам, на которых они будут прижимать струны на следующем аккорде. Извлекайте звуки аккорда, только когда все пальцы в аппликатуре, то есть когда прижаты все струны.
  3. Добавляйте темп постепенно. Добивайтесь чёткого, ровного звучания.

Завершаем занятие. Используйте аппликатурные приёмы для быстрой перестановки пальцев в разнообразных последовательностях (не только из примеров). При этом обращайте внимание на то, как звучит аккомпанемент, если изменяются аппликатуры. Удобно играть, но звучит хуже – не вариант. В таком случае, лучше отработать аккорды как есть, ничего не меняя, или использовать другой приём. Развивайте аккордовую технику, изучайте новые аппликатуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *