Как научиться быстро играть свип на гитаре?

Данный урок для тех, кто уже немного играет свип на гитаре и желает повысить уровень исполнительских навыков касательно данного вида техники звукоизвлечения. В процессе обучения мы не будем ограничиваться лишь отдельными примерами, а разберём небольшой этюд «Sweep by sweep». Его название перефразирует известное англоязычное выражение «step by step» (на рус. «шаг за шагом»).

99,9% темы — арпеджио минорных, мажорных и уменьшённых аккордов, которые соответственно играются всевозможными видами свипа: начиная от трёхструнного и заканчивая шестиструнным.
Ниже по тексту вы найдёте ссылки, пройдя по которым, вы можете скачать бесплатно ноты/табы, а также минусовки этюда для самостоятельных занятий. Они записаны в различных темпах: оригинал (120 bpm ) + 5 учебных дорожек (50 — 110 bmp).

Впрочем, всё по порядку. Начинаем урок!

Просмотрите табы и ноты «Sweep by sweep»: обратите внимание на гармоническую последовательность аккордов этюда, ритмические рисунки арпеджио, а также медиаторный штрих.

part1

Не расстраивайтесь, если вам отдельные такты покажутся непонятными и «недосягаемыми». Это лишь ознакомление! Далее, по ходу урока, мы подробно остановимся на каждом аккорде этюда. Так что, долой туман сомнений!

part2

part3

Подготовка: как настроить примочки и эффекты, чтобы свип на гитаре прозвучал чисто

Если вы знаете как это сделать, приступайте к следующему этапу урока.

Явного эталона звука конечно нет — во многом это дело вкуса и личных предпочтений. Но, тем не менее, имеет смысл обратить внимание на следующие моменты:

  • Не рекомендуется использовать delay (дилей) и ярко выраженную реверберацию, например пресеты типа «grand/large hall», «arena» (по крайней мере на этапе обучения свипу): повторения сигнала и пространственные эффекты «маскируют», «сглаживают» ошибки, а также мешают выдерживать ритм. Оптимальный вариант, чтобы сыграть чистый свип на гитаре — немного холла (hall) или комнаты (room): совсем чуть-чуть, для объёмности.
  • Осваивая свип на электрогитаре не увлекайтесь экстремальным перегрузом звука (distortion, over drive). Распространённая болезнь особенно среди начинающих гитаристов — завуалировать свои огрехи и недоработки выкручиванием всевозможных ручек до упора. Кроме того — даже, если ваша правая рука будет идеально играть свип, включая все нюансы P.M. (глушение), а пальцы левой руки будут успевать укладываться в темп, с таким настройками всё равно очень сложно добиться «разборчивого» звучания.
  • В цепочке эффектов не будет лишним присутствие компрессора — опять же в меру!

Разбор этюда «Sweep by sweep»

Как и говорилось выше, мы выясним как играть свипом каждое арпеджио этюда — последовательно, анализируя каждый такт по долям.

1
tr1

Am: первая доля — трёхструнный свип (на «раз и» играется 6 нот — секстоль); вторая доля — пятиструнный (удар медиатора только вверх). Приглушаются P.M. практически все звуки арпеджио, кроме пула на первой струне. Прослушайте ещё раз аудиопример, сконцентрировав свой слух на звукоизвлечении. (Это примечание справедливо и для всех последующих тактов этюда.)

2

tr2

Dm: с третьей доли 1 такта до первой доли 2 такта. Начинается с довольно сложной фигуры: на «раз» две шестнадцатые + на «и» квинтоль. Если вам всё равно сложно «уловить» рисунок, настройте свой метроном таким образом, чтобы он отбивал не четвертные, а восьмые. То есть увеличьте его пульсацию в 2 раза. Вам будет проще ориентироваться в ритме, проигрывая фразу и при этом слыша удары метронома не только на «раз», но и на «и».
Пусть вас не смущает форшлаг в первой ноте заключительной секстоли: это всего лишь быстрое глиссандо от предыдущей ноты. Не отрывая мизинец, перемещайтесь в следующую позицию.

3

tr3

E: аналогичная ритмическая фигура на основе ми мажора.

4

tr4

F / E / Am: арпеджио трёх аккордов — трёхструнным свипом. Am включает в себя два обращения в XII и VIII позициях соответственно.

5

tr5

C# dim / Edim / Dm: красивый свип в духе Ингви Мальмстина — обращение вводного уменьшённого септаккорда и ре минорное трезвучие в X и XIII позиции. Не забываем играть форшлаг при помощи глиссандо в последней секстоли!

6

tr6

D dim / F dim: тоже уменьшённые, и тоже красивые. Аналогичная техника, как и в предыдущем арпеджио.

7

tr7

Am: пятиструнный свип с небольшими ритмическими причудами. Опять же разбиваем первую долю на две части: на «раз» — две 16, на «и» — четыре 32. Вторая доля — секстоль.

8

tr8

D# dim / C dim / E: уже знакомые нам уменьшённые, а затем на две доли арпеджио ми мажора. Прислушайтесь как триоль восьмыми резко приостанавливает бурлящий поток секстолями… Но правда не надолго: последняя доля — свип на пять струн тридцать вторыми.

9

tr9

Am / E: вот и первая вольта! После проигрывания Am четвертную ноту ля можно сыграть не только на второй струне (10 лад), но и на первой (5 лад). Выберите для себя наиболее удобный вариант аппликатуры. После этого возвращайтесь в начало этюда: повторяйте все такты, кроме первой вольты.

10

tr10

Am: вторая вольта. Шестиструнное свип-арпеджио ля минора в V позиции и пятиструнное — в VIII.

11

tr11

A# / C/ A#/ Am: пожалуй, самое сложное место этюда. 4,3 и 2 струна прижимаются вторым пальцем (получается своего рода мини-баре). Но при проигрывании каждой ноты на этих струнах, верхнюю фалангу пальца необходимо прогибать, чтобы звуки аккорда звучали раздельно, чисто. Во второй доли такта нас поджидает септоль — семь нот на один удар метронома или на «раз и».

12

tr12

A# / C/ A#/ Am: повторяется гармоническая последовательность из выше рассмотренного такта, только с использованием более простых аппликатур на первых трёх струнах.
D# / B/ Dm/ Am: приближаемся к коде! парочка «мистических» аккордов (не совсем обычные для тональности ля минор).

13

tr13

G#m: продолжение мрачноватых оттенков. Большое арпеджио соль диез минора охватывает три позиции на грифе: IV, VII, XI.

14

tr14

F / E/ Am: вот и всё! Звучит финальный трёхструнный свип.

Как играть свипом: методика занятий

Сразу стоит отметить, что каждое свип-арпеджио этюда «Sweep by sweep» имеет полное право на автономное существование. Другими словами, вы можете отдельные такты, как впрочем и доли тактов, рассматривать как независимые упражнения и, в дальнейшем, использовать в своих импровизациях.

Ну, а если всё-таки вы приняли твёрдое решение освоить этюд от начала до конца, прослушайте/скачайте минусовки в различных темпах:

>> слушать онлайн <<

50 bmp

70 bmp

90 bmp

100 bmp

110 bmp

120 bmp (гитарная минусовка оригинала)

>> Скачать <<

50 bmp
70 bmp
90 bmp
100 bmp
110 bmp
120 bmp (гитарная минусовка оригинала)

Табы и ноты «Sweep by sweep»

А также ознакомьтесь с полезными советами по освоению техники свип в «Sweep by sweep»:

  • Прежде чем приступать к занятиям с минусами, для начала разберите несколько первых тактов. Затем скачайте трек с самым медленным темпом (50 ударов в минуту), он самый первый в списке. Загрузите его (минус) в плеер, в котором есть функция циклического проигрывания (loop). Установите границы в пределах этих тактов и приступайте к занятию.
  • Играя арпеджио прислушивайтесь к клавесину: клавишник играет вместе с вами в унисон (художественный приём, традиционный для композиций в неоклассическом стиле). Если услышите расхождения, остановитесь и проанализируйте ошибки: возможно «хромает» ритм или неправильно прочтён нотный текст.
  • Почувствовав уверенность, присоединяйте новые такты.
  • Разучите этюд на память. Если в темпе 50 bmp вы играете чисто и без ошибок, а пальцы левой руки тяготеют к ускорению переходите на следующую ступеньку — трек 70 bmp и т.д.
  • Темп оригинала — 120 bmp, но и это естественно не предел. Возможно появиться желание сыграть в более быстром темпе ….

В независимости от стилевых предпочтений — будь то neo-classical metal, hard rock, death, black metal, jazz, fusion — техника свип откроет вам новые горизонты импровизации, построения композиции, и, конечно же, вдохновит на новые творческие идеи.

Успехов вам! «Sweep» ждёт новых гитарных героев!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *