Как играть гаммы на гитаре: советы для начинающих

Гаммы – это не только удел новичков. Ошибочное предубеждение и то, что проигрывание гамм – скучное и совсем необязательное занятие.

Есть как минимум 4 причины играть гаммы на гитаре:

  1. Изучение грифа: на каком ладу какая нота находится. Систематическое проигрывание минорных, мажорных и других гамм помогает без зубрёжки, непринуждённо, по ходу практических упражнений, выучить наизусть расположение нот на грифе.
  2. Отработка аппликатур: видение «шаблонов» разнообразных звукорядов на грифе помогает в разучивании мелодий, придумывании соло, риффов; и даже в аккомпанементе – когда в определённой позиции к аккорду нужно добавить обыгровку, мелодический ход или дополнительную ступень.
  3. Развитие техники: левая рука – беглость пальцев, правая – отрабатываются всевозможные медиаторные техники (в зависимости от того, каким штрихом гитарист играет гамму – переменный, экономный, даунстрок и др.). И синхронизация рук – слаженность работы левой и правой в процессе звукоизвлечения.
  4. Развитие чувства ритма. Гаммы, как правило, играются под метроном или минусовку (аудиозапись с аккомпанементом). И умение чётко по долям такта играть ноты разными длительностями (четвертными, восьмыми, шестнадцатыми, триолями) даёт крепкую основу для развития исполнительских навыков: отработка всевозможных ритмических фигур, разучивание произведений с листа, съём на слух, освоение импровизации и др.

Далее рассмотрим, как играть гаммы на гитаре с максимальным КПД развития техники, ритма, музыкальной теории и с интересом (не поглядывая на часы, когда же закончится занятие). В статье – первые шаги и рекомендации по мере накопления исполнительского опыта.

С чего начать

Для начинающих первый этап изучения гамм – это обычно До мажор. И мы тоже последуем этой традиции. Начнём с этого звукоряда.

Возможно, ещё со школьных уроков пения звуки этого лада вам известны. Их семь – До (1), Ре (2), Ми (3), Фа (4), Соль (5), Ля (6), Си (7). А вот восьмой звук по счёту – снова будет До, но на октаву выше, то есть звук повторяется через семь ступеней.

Давайте разберёмся, как правильно, сыграть До мажор на первых ладах гитары.

Сначала научимся играть гамму от самого низкого (первого звука) до самого высокого. Такое направление называется восходящим движением.

Вот так До мажор выглядит в нотной записи:

До мажор восходящая (1 октава)

А так звучит гамма на гитаре:

Не спешите ассоциировать с «китайской грамотой». Сейчас всё последовательно изучим.

На нотном стане – звуки последовательно, вверху название нот. Каждый звук – это ступень гаммы (обозначена цифрой рядом с названием). Как будто подымаетесь по лестнице: До (1) – первая, Ре (2) – вторая, Ми (3) – третья и т.д., До (8) – снова тоника, считайте лестничная площадка для следующего подъёма.

Обратите внимание, как расположены ноты на линейках нотного стана: До – на нижней добавочной, Ре – под первой линейкой, Ми – на первой линейке и т.д. Только ознакомьтесь. Заучивать пока не нужно.

Цифра слева возле каждой ноты, это пальцы левой руки (каким пальцем брать ноту на грифе):

  • 1 – указательный;
  • 2 – средний;
  • 3 – безымянный;
  • 4 – мизинец;
  • 0 – звучит открытая струна, прижимать пальцем ненужно. Отрытые струны гитары – это тоже звуки, и некоторые из них есть в гамме.

обозначение пальцев левой руки

4/4 (возле скрипичного ключа) – метр (ритмический размер). Это значит, что в каждом такте четыре доли, и длительность каждой доли равна четвертной ноте. По нашей задаче получается: когда мы включим метроном, чтобы сыграть гамму – на каждый его удар синхронно нужно будет сыграть одну ноту (послушайте аудиотрек); первые четыре ноты – это такт, в записи обозначен границей (вертикальная линия на нотном стане), следующие 4 ноты – следующий такт; получается два такта, и играем заново.

В рамках этой статьи по нотной записи мы рассматриваем самый минимум музыкальной теории, необходимый для практической части. Но если вы планируете углублённое изучение гитары, то, конечно, желательно детально ознакомиться с основами теории музыки (в частности – длительности нот, ритм и метр, знаки альтерации и др.). Учебники и курсы по элементарной теории музыки можно без особого труда отыскать в Сети.

Этими значками обозначаются удары медиатором, для каждого звука гаммы:

  • удар вниз– удар вниз;
  • удар вверх– удар вверх.

Блок «TAB» (группа линеек во втором блоке записи) – пока это наш главный ориентир для поиска нот на грифе – схематическое обозначение расположения нот на грифе. 6 линий – шесть струн (самая нижняя – шестая, басовая). Цифры на линиях под каждой нотой – это номер лада, где расположена нота. Если «0» – значит струна открытая.

Итак, смотрим в табы и ноты гаммы и играем. Последовательно разбираем каждую ноту:

До – цифра 3 возле ноты, значит нужно прижать третьим пальцем левой руки (безымянным). В TAB (в табах под нотой) – 3 на пятой линейке – это значит, нота До на третьем ладу пятой струны. Ставим палец, прижимаем струну. Правая рука – штрих – удар медиатор вниз. Извлекаем звук.

Вторая нота Ре – цифра 0, прижимать не нужно, по табам – открытая четвёртая струна. Удар медиатора – вверх.

И таким образом каждый звук гаммы. Как полностью разберёте аппликатуру и запомните, можно попробовать сыграть под метроном.

Есть специальные программы для ПК (например, Fine Metronome) и онлайн-сервисы.

Fine Metronome

Установите медленный темп – 50-80 ударов в минуту и сыграйте гамму. На каждый удар – по одной ноте.

Затем сыграйте эту же гамму в обратном порядке – нисходящем движении. От самого верхнего звука До (8) к нижнему До (1). Также переменным штрихом – чередуя удары медиатором вверх-вниз.

 До мажор нисходящая (1 октава)

Играйте восходящую и нисходящую гамму До мажор под метроном. Не обязательно быстро. Достаточно – до 50-80 ударов в минуту.

Когда будет получаться без ошибок, чисто – поиграйте мелодии, фразы в До мажоре в пределах одной октавы, чтобы можно было использовать аппликатуру, которую вы изучили и освоили. Например, можно сыграть песню «Ёлочка» (табы и ноты, подробный разбор – здесь).

До мажор на шести струнах

Следующий шаг – задача чуть-чуть посложней. Сыграем уже знакомый нам До мажор, но в аппликатуре на 6 струн.

И ещё немного теоретических познаний – чтобы научится отыскивать ноты не только по табам, но и по интервалам между ступенями. Как бы «вычислять» их местоположение на грифе.

Структура в интервалах между звуками До мажора такая:

До (1) – тон – Ре (2) – тон – Ми (3) – полутон – Фа (4) – тон – Соль (5) – тон – Ля (6) – тон – Си (7) – полутон – До (8)

На грифе гитары эти интервалы определяются так:

  • полутон – звук на соседнем ладу (например, на 5 струне ми на втором ладу, а через полутон Фа – на третьем ладу);
  • тон – звук через лад (например, на 2 струне: До на первом ладу – через тон – Ре на третьем ладу).

Теперь давайте посмотрим по гамме и сыграем. Аппликатура на 6 струнах в пределах трёх ладов:

До мажор на 6 струнах

Обратите внимание, начинаем играть с Ми, третьей ступени гаммы (шестая открытая струна – самый низкий звук в диапазоне гитары), а не с До (с первой).

Запомните звуки открытых струн гитары (строй): 6 (басовая) – ми, 5 – ля, 4 – ре, 3 – соль, 2 – си, 1 – ми.


Следующий звук Фа. По структуре гаммы он расположен через полутон. Открытые струны условно принимаем за нулевой лад. Получается: от Ми полутон – на соседнем ладу, то есть от «нулевого» лада полутон – это первый лад. Фа на 1 ладу шестой струны.

Соль – тон от Фа – на третьем ладу шестой струны.

Ля – открытая пятая струна, Си на 2 ладу пятой струны (тон) и т.д.

Играйте восходящую и нисходящую гамму До мажор на 6 струнах под метроном в медленном темпе.

Играйте ежедневно это упражнение. В качестве разминки и на развитие техники. Разучите несколько простых мелодий в До мажоре.

Ля минор на первых ладах играется в этой же аппликатуре, но начинается с открытой пятой струны (первой ступени – Ля). Подробней, как играть эту гамму, здесь.

До мажор, Ля минор умею, играю простые мелодии – что дальше

Сыграйте гамму в открытой позиции:

Ми минор:
Ми (1) – тон – Фа-диез (2) – полутон – Соль (3) – тон – Ля (4) – тон – Си (5) – полутон – До (6) – тон – Ре (7) – тон – Ми (8)

и Соль мажор:
Соль (1) – тон – Ля (2) – тон – Си (3) – полутон – До (4) – тон – Ре (5) – тон – Ми (6) – тон – Фа-диез (7) – полутон – Соль (8)

Обратите внимание, что в этих тональностях нота Фа повышается на полтона, на что указывает знак альтерации диез. В нотной записи он ставится возле скрипичного ключа:

G

У каждой тональности есть свои знаки альтерации (диезы, бемоли). Например, Си минор/Ре мажор – Фа-диез и До-диез, Ре минор/Фа мажор – си бемоль. Найдите в учебнике по музтеории квинтовый круг тональностей: ознакомьтесь с этой системой, ключевыми знаками.

Попробуйте найти звуки этих гамм на грифе самостоятельно, руководствуясь интервальной схемой. Аппликатура такая же, как и у До мажора – в пределах трёх ладов с открытыми струнами.

Если Ми минор: Ми (1) – открытая 6 струна, Фа-диез (2) – на тон, это 2 лад на шестой струне, Соль (3) – на полтона от фа-диез, это 3 лад на шестой струне, A (4) – на тон от соль, это пятая открытая струна и т.д. По такому принципу находим все звуки и играем в восходящем и нисходящем движении под метроном.

Подкрепляйте изученные гаммы практикой: сыграйте мелодии, отдельные фразы из произведений в Ми миноре, Соль мажоре, используя разученную аппликатуру.

Две аппликатуры от 1 ступени (тоники)

От первых трех ладов, к четвёртому, пятому… и далее по грифу. На этом этапе можно освоить принцип построения двух аппликатур от тоники:

1. Последующие ноты (ступени гаммы) играются по правую сторону от первой ступени (тоники), в направлении ладов грифа выше.

Ля минор: аппликатура от тоники (1 ступени) на шестой струне по правую сторону.

Ля минор по правую сторону

Аппликатура изображена в гитарной сетке. Это схематическое изображение грифа: горизонтальные линии – струны (1 струна вверху, 6 струна – внизу), вертикальные линии – лады, римская цифра указывает номер лада на грифе; точки – расположение звуков гаммы.

Си (2) – на 7 ладу, До (3) – на 8 ладу, Ре (4) – на 5 ладу пятой струны и т.д.:

по правую сторону от тоники

2. Последующие ноты (ступени гаммы) играются по левую сторону от первой ступени (тоники), в направлении к первым ладам грифа.

Аппликатура Ля минора: по левую сторону от тоники:

по левую сторону от тоники

Играется так:

аппликатура слева от тоники

Аналогичным образом можно построить две аппликатуры по левую и правую сторону от тоники и на пятой струне.

Для Ля минора – первая ступень Ля на 12 ладу пятой струны.

Соответственно налево:

тоника на 5 струне (налево)

Направо:

тоника на 5 струне (направо)

Гаммы в позициях

Позиция или бокс – это определённая область грифа, как правило, в пределах 4 – 7 ладов, в которой строится аппликатура гаммы.

Гаммы в позиции играются не только от тоники, но и от других ступеней, в зависимости от расположения звуков на грифе. Существуют различные системы построения: 5 позиций (с привязкой к основным аппликатурам мажорных или минорных аккордов), 7 позиций (от каждой ступени).

Далее рассмотрим, как играют гаммы на гитаре в боксах, которые наиболее часто используются. Они пригодятся вам не только для отработки техники, изучения строения гамм, но и при разучивании соло, рифов, для написания собственных гитарных партий, переложений для гитары партий других инструментов.

Мажорная

Всё тот же До мажор, но в позициях: 1 бокс – от 1 ступени (До), 2 – от 2 ступени (Ре), 3 – от 3-ей (Ми), 4 – от 5-ой (Соль), 5 – от 6-ой (Ля).

Подробный разбор этих боксов и использование их для проигрывания мажорной гаммы в разных тональностях в этой статье.

боксы мажорной гаммы

Минорная

Минорная гамма в 5 позициях.

Для параллельных (парных) тональностей, мажора и минора с одинаковыми ключевыми знаками (см. тональности по квинтовому кругу), аппликатуры одинаковые, но расположение ступеней разное, относительно тоники мажорного и минорного лада. Например, для До мажора и Ля минора: в до-мажорной гамме позиция от тоники на 8-ом ладу, а вот по ля-минорной – эта же позиция (на 8-ладу) получается от третьей ступени минорной гаммы.

Подробный разбор минорной гаммы в 5 позициях смотрите здесь.

Минорная гамма в 5 позициях

Пентатоника

Пентатоника мажорная, минорная – гамма из 5 нот. Широко применяется гитаристами в блюзе, во многих направлениях рока, джазе.

Подробно о том, как играть пентатонику в пяти позициях на грифе смотрите тут.

пентатоника в позициях

Блюзовая

Практически такие же аппликатуры в позициях, как и для пентатоники, но с добавлением блюзовой ноты (по ступеням гаммы – это пятая пониженная ступень (b5) или в другом варианте записи – четвёртая повышенная (#4) ). Например, Ля миноре блюзовая нота – Eb/D#.

Как играть блюзовую гамму в 5 позициях в этой статье.

блюзовая гамма

По три ноты на струне

Особенность этих аппликатур – на каждой струне играется по три ноты гаммы. Такой подход часто используется в скоростной технике.

Семь боксов на примере гаммы Соль мажор – от каждой ступени:

  • III лад – от соль – 1 ступени (тоники);
  • V лад – от ля (2 ступень);
  • VII лад – от си (3);
  • VIII лад – от до (4);
  • X лад – от ре (5);
  • XII лад – от ми (6);
  • XIV лад – от фа-диез (7).

По три ноты на струне

Как изучать гаммы и не скучать, или как внести разнообразие в занятия

На первый взгляд проигрывание гамм – монотонное занятие – одно и то же –надцать минут в день. А многие к этому ещё и добавят, что разучивать произведения с листа, снимать соло, просто импровизировать куда интересней. На то есть своя правда.

Однако и гаммы можно играть с интересом: 15 минут, 20 минут или даже час за тем же До мажором или Ля минором могут пролететь незаметно. И, между прочим, с пользой для дела, не на «автопилоте». Достаточно лишь внести разнообразие в занятия по разучиванию и отработке гамм – по ритмике, способу звукоизвлечения, привязке к аккордам, по интервалам и пр.

Концепция ниже рассматриваемых подходов состоит ещё и в том, чтобы наряду с отработкой техники рук, заучиванием аппликатуры, задействовать и механизмы развития других музыкальных навыков. Например: слух, чувство ритма и ритмические фигуры, различные медиаторные техники, построение интервалов и др.

Не только под метроном

На начальном этапе изучения гаммы метроном – лучший способ для контроля темпа, ритма. Но со временем, когда уже гамма отработана, каждая нота играется чисто и ровно, можно метроном заменить гитарной минусовкой. Достойная альтернатива, монотонному постукиванию. Это и веселей, и полезней. Отрабатывается не только ритм, но и слух – звуки гаммы под аккомпанемент.

Конечно, речь идёт не о какой-то песне, композиции, а об одном единственном аккорде, тоническом трезвучии или септаккорде. Например, если играете гамму Соль мажор, то нужно сделать минус, где будет постоянно звучать аккорд соль мажор (G или G maj7). Такой аккомпанемент можно прописать на гитаре или на клавишах при помощи VST-синтезатора.

Создать минус для проигрывания гаммы можно разными способами:

  1. Не хотите заморачиваться с записью партий, установите на компьютер MIDI-«самоиграйку» Band-in-a-Box и запрограммируйте аккомпанемент на один аккорд в любом понравившемся стиле.
  2. Минус на две дорожки: 1 – для отсчитывания долей вместо метронома хай-хет барабанов, 2 – аккорд на гитаре, или на клавишах. Можно создать в любой звукозаписывающей программе (например, Cubase).
  3. Минус с аккомпанементом инструментального состава: 1 – барабаны, 2 – бас-гитара, 3 – клавиши или гитара. Создаётся в любой программе для записи музыки. Способ посложней, но зато интересней будет заниматься. Однако при создании минуса главное не переусердствовать: аранжировка не должна быть насыщенной, бит для барабанов выбирайте ровный (без синкоп и сбивок), аккомпанемент не делайте слишком громко, аккорд должен звучать чисто, прозрачно, чтобы на его фоне хорошо прослушивались все звуки гаммы во время проигрывания.

Если вы предпочитаете тяжёлые стили, то вместо полного аккорда, можно в минусе использовать и квинт-аккорд, но, опять же, не переборщите с громкостью и уровнем перегруза.

Созданный проект записи минусовки не удаляйте. Он вам ещё пригодится, если потребуется увеличить/уменьшить темп.

Меняем длительности и ритмические фигуры

Сначала, конечно, гамма играется четвертными – на каждый удар метронома по нотке. Появится уверенное исполнение – можно перейти на восьмые – по две ноты на удар метронома.

А что дальше? Безусловно, на четвертных и восьмых останавливаться нельзя. Особенно если вы наращиваете технический потенциал. В ход можно пустить и посложней ритмические фигуры:

Сыграть триолями гамму в аппликатуре по три ноты на струне:

триолями

Триоль – три ноты на одну долю такта (удар медиатора).

А затем и 16-ми нотами (по четыре звука на каждую долю такта):

16-ми нотами

И это только, разумеется, лишь отдельные примеры. Экспериментируйте со связкой «гамма + ритмическая фигура». Шаффл-ритм, секстоли, галоп (восьмая + две шестнадцатых) – всё что угодно, всё что вам интересно в плане ритма, но в рамках звукоряда. Дополнительная нагрузка к гамме в виде ритмической пульсации пойдёт вам только на пользу.

Звукоизвлечение

Стандартный вариант – проигрывание гаммы переменным штрихом (поочерёдные удары медиатором – вверх-вниз). Но можно отрабатывать правой рукой и другой штрих. И плюс ещё к этому добавить легатную технику. Таким образом сразу можно «убить двух зайцев»: наработка аппликатуры звукоряда и оттачивание различной техники звукоизвлечения.

До мажор, аппликатура по три ноты на струне в позиции от тоники: играется легатной техникой (hammer on/pull off). Медиатором извлекается только первая нота каждой триоли (удар вниз).

hammer on pull off

В этом же боксе гамма играется комбинированным штрихом: первая триоль – легатная техника, вторая триоль – переменным штрихом и т.д.

комбинированным штрихом

А это вариант проигрывания гаммы медиаторной техникой даунстрок – каждый звук извлекается ударом медиатора вниз:

даунстрок

Соединение боксов

Соединяйте позиции: восходящее движение в боксе – переход на первой струне в соседний бокс и нисходящее движение.

переход из бокса в бокс

Ля минор: переход из позиции от тоники (на 5 ладу) в позицию от 3 ступени на 8 ладу.

от тоники (на 5 ладу) в позицию от 3 ступени

Переход в другой бокс можно делать и через другие струны, как бы отыгрывая только часть бокса. Через 6-струну аналогично, как и через 1-ую, только из нисходящего движения (1 бокс) в восходящее (2 бокс).

Мелодические интервалы

Гамму можно играть и мелодическими интервалами. Очень интересное и полезное занятие. Отличная основа для пассажей, отдельных мелодических фраз, риффов.

Вот пример Ля минора терциями: сразу от первой ступени терция, потом от второй, третьей и т.д. И обратно в нисходящем движении.

ля минор мелодическими терциями

Малые и большие терции чередуются согласно звукам гаммы (Ля – До, Си – Ре, До – Ми и т.д).

Таким образом можно сыграть гамму и квартами, квинтами, секстами, септимами.

Детально продумывайте свои занятия по изучению гамм. Если аппликатура хорошо проработана в стандартном формате (переменный штрихом, восьмыми), добавляйте ритмические фигуры – играйте триолями, шестнадцатыми. Хотите развить легатную технику – играйте освоенные гаммы пул/хаммер. Словом, вносите дополнительную нагрузку.

Если вам неохота корпеть над звукорядом – возможно, что-то нужно поменять в упражнениях. Но, конечно, нужно проявлять и усидчивость. Вышеизложенный материал приведён в виде рекомендаций – как играть гаммы на гитаре на разных этапах обучения. Практические занятия обязательно подкрепляйте музыкальной теорией, только так можно достичь хороших результатов в исполнительской технике. Успехов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *