Как играется Шутка И.С. Баха на гитаре?

«Шутка» — заключительная часть второй оркестровой сюиты (си минор) — бессмертное творение Иоганна «Себастьяновича» Баха. Бог гармонии, непревзойденный виртуоз и мастер полифонии решил «пошутить» — и красиво (ну когда у Баха было некрасиво ?!). Озорное настроение блестящего скерцо пронеслось сквозь века и радует по сей день как слушателей, так и музыкантов.

Ну, а если серьёзно, касательно инструмента: Шутка Баха на гитаре звучит по особенному эффектно и мелодично. В её тактах скрывается множество интересных «фишек» и приёмов. Давайте послушаем!

Так, композиция звучит в исполнении симфонического оркестра (сольную партию играет флейта):

Ну, а это уже вариант в рок-обработке Виктора Зинчука:

Хотите сыграть Шутку Баха на гитаре, точно так же? Если «Да», тогда добро пожаловать на занятие!

Несколько слов об обозначениях

Аппликатура

Слева возле каждой ноты (на нотном стане) указаны цифры, обозначающие пальцы левой руки (1 — указательный, 2 — средний и т.д.) Стоит отметить, что приведённая в переложении аппликатура не является единственно верной. И её изменение в некоторых тактах абсолютно не будет критичным. Главное — чтобы было удобно!

Например первую фразу темы можно сыграть, используя мизинец (4):

variant_1

 

А можно и без мизинца — посредством трёхпальцевой аппликатуры, начиная с безымянного:

aplikatura_variant_2

 

Придерживаться разработанной аппликатуры или искать собственный подход уже решать вам.

Штрих

В некоторых фразах, частично используется свип. Но, опять таки, при необходимости, его вполне можно заменить на стандартный переменный штрих.

Открываем ноты и табы Шутки Баха…

Просмотрите визуально первую страницу нотной записи  и, вооружившись гитарой, приступайте к потактовому разбору (дальше по ходу статьи).

1-2 т. — арпеджио трезвучия си минор свипом 1 удар вниз — 2 удара вверх. 2 и 3 струны в конце фразы необходимо приглушивать кистью правой руки (palm mute — P.M.), чтобы звучание было чистым и плотным. Обратите внимание на ритмическую фигуру — одна восьмая и две шестнадцатых. Многим почитателям хард-роковых и трэшовых риффов, она известна как «галоп» (информация к творческому размышлению).

3-4 т. — опять си минор, но уже в другой позиции, начиная с квинты (F#). Во второй группе 16-х (начало 4 такта) играется II ступень (C#). Красивый оттенок —  Bm — Bm sus2, плавно переходит в доминанту F#.

5-6 т. —  фраза  из первых тактов.

7-10 т. — межструнные скачки по секстам, заканчивающиеся трелями (в табах в скобках указан вспомогательный звук).

11-13 т. — начало кульминационного развития первой части. Не забываем избавляться от ненужных призвуков глушением P.M.

2 доля 13т. — 16 т. — в начале двухструнный свип, а за тем, повторяющийся штрих: пул-хаммер и удар вниз. Пассаж играется в расширенной аппликатуре (от 10 до 15 лада) и требует от мизинца левой руки определённой растяжки. Не приступайте к разбору этого пассажа без разминки!

Повтор 1 части Шутки Баха с вариациями

В некоторых переложениях и упрощённых версиях произведения в конце первой части стоит реприза: то есть она повторяется ещё раз с начала. А в оригинале при повторении отдельные такты играются немного по-другому — с «вкусными» мелодическими дополнениями, от которых, кстати говоря, грех отказываться.

2 доля 17 т. -18 т. — несколько видоизменённое арпеджио си минора из 1-2 т. Вместо «галопа» на второй струне играются 16-е, с повторениями ступеней аккорда 2 раза. Переменный штрих чередуется с пулом.

shutka_baha_noty_taby_chast_2

21-22 т. — одно из самых трудных мест темы. Но звучит просто потрясающе! Каждую ступень аккорда обрамляет группа 32-х, они как бы добавляют игривости. Обязательно чередуйте штрих, играя пулы  — вверх-вниз. И старайтесь максимально приглушивать правой рукой не звучащие струны. Если сложно понять ритмический рисунок этой фразы, загрузите в программу Transcribe! запись Шутки в исполнении В. Зинчука, найдите этот фрагмент и замедлите его на 50-35%. Прослушайте и попробуйте сначала сыграть синхронно именно в таком темпе.

2 часть

Во второй части концепция техники исполнения (аппликатура, штрих и P.M.) практически такая же, как и в первой. Здесь, пожалуй, будет целесообразным осветить лишь некоторые моменты.

shutka_baha_noty_taby_chast_3

36-38т — для большего акцентирования вместо переменного штриха, используются только удары вниз (смотрите внимательно обозначения под каждой нотой).

51-52т (ближе к концовке) — группа тридцать вторых нот играется следующим образом: 1,2,3 ноты — это обычный пул на второй струне; а последняя, 4 нота (вверху неё изображён плюс), играется без участия медиатора — палец левой руки ударяет лад, как при игре тэппингом.

56т — ребро 32-х и восьмая второй доли исполняются, что называется «одним махом». Хаммер начинается с открытой второй струны (B) и доходит до E(ми — 5 лад), а затем мизинец проделывает глиссандо до F# (фа диез).

Не забудьте про репризу в конце второй части: сыграв заключительный полутакт переходите к началу второй части (надпись над тактом — 2 часть).

А вот и гитарная минусовка:

Шутка И.С. Бах

Поиграть:

Скачать:

>> тут <<

Если у вас возникнут трудности в процессе освоения этого произведения или потребуются дополнительные разъяснения, опишите их в комментарии под публикацией. Администрация mirgitar.com гарантировано ответит на все ваши вопросы и окажет помощь в освоении этого прекраснейшего произведения.

Часть 2 — «Шутка» И.С. Бах: аранжировка для трёх гитар

Желаем творческих успехов!

6 прокомментировали статью “Как играется Шутка И.С. Баха на гитаре?”

  1. Здравствуйте. Есть ноты аккомпанирующей акустической гитары?

  2. Здравствуйте, Алексей. Есть партия аккомпанирующей гитары. В ближайшее время выложу.

  3. Я не знаю как играть по нотам ,не умею, поэтому хотелось бы увидеть видеоразбор.

  4. Добрый день, Игорь. К сожалению, создание видеообзора по этой теме в ближайшее время не планируется.

  5. Большое спасибо за разбор. Редко встретишь чтоб так доходчиво и по-полочкам разложено было. Очень приятно что есть люди которым не лень, и не жалко донести другим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *