Как брать баррэ на гитаре

Баррэ на гитаре – приём, когда в позиции (на определённом ладу) пальцем прижимаются все струны или 3-4 струны, чтобы взять аккорд.

 

Различают два вида баррэ:

  • Большое баррэ – когда прижимаются в позиции (на ладу) все шесть струн или пять струн.
  • Малое баррэ – когда прижимаются несколько струн в позиции (обычно 3-4 струны).
виды баррэ
Слева направо: на 1-ом и 2-ом фото – большое баррэ (F и Bm); на 3-ем фото – малое баррэ (С).

Далее в статье – как брать баррэ на гитаре. Первые шаги для начинающих по освоению приёма: как поставить пальцы, как зажимать струны в позиции, как быстро научиться переставлять аккорды баре.

Рассматриваются упражнения для новичков и распространённые аппликатуры минорных и мажорных аккордов с большим баррэ.

Обозначение баррэ в аккордовых сетках

Баррэ в сетке обозначается сплошной линией. Цифра – это лад (на каком ладу). Если малое баррэ – линия только на струнах, которые прижимаются. Остальные отмечаются символом «X»: не используются в аппликатуре.

обозначение баррэ в сетке

За линией баррэ, как и обычно, указывается схема положения пальцев для аккорда.

Например, сетка – как зажимать A (ля мажор) на 5-ом ладу:

A (ля мажор) на 5-ом ладу

Малое баррэ C/G тоже на 5-ом ладу:

Учимся прижимать все струны

Освоим главный элемент приёма – как брать баррэ. Но сначала струны будем прижимать двумя пальцами: указательный на струны и «помогает» ему средний, он прикладывается к указательному.

Такое баррэ (двумя пальцами) используется для аппликатуры минорного аккорда с баррэ в виде формы Em, который после подготовительного упражнения мы будем осваивать.

Начнём с 7-го лада, поскольку на ладах выше по грифу легче прижимать все струны. Пальцы ваши ещё не тренированные – чтобы был минимум нагрузки.

В сетке линия прижатия всех струн в 7-ой позиции обозначается так:

баррэ на 7-ом ладу

Внимание! Струны не должны быть слишком высоко над грифом. Оптимальное расстояние – примерно 3-5 мм от порожка 12-го лада. Если больше – освоение баррэ значительно усложняется. Требуется больше усилий, чтобы качественно зажимать струны. Проверьте! И если требуется, обязательно отрегулируйте высоту.

Как правильно ставить пальцы на баррэ:

1. Указательный на ладу ставьте слегка набок. На фото показана часть поверхности пальца, которая прижимает струны.

часть поверхности пальца, которая прижимает струны

2. Указательный размещается ближе к порожку лада. Фаланги пальца немного согнуты: на внутренней части (как на фото) по пальцу как бы контур едва заметной дуги.

ближе к порожку лада

3. К указательному прикладываем средний палец. Двумя пальцами прижимаем все струны.

Обратите внимание! Пальцы не должны слишком «выглядывать» из-за грифа.


4. Большой палец как опора – на грифе примерно посередине.

большой палец примерно посередине

5. Запястье и рука слегка выгибается вперёд. Локоть немного опущен вниз.

запястье немного вперёд

6. Теперь поочерёдно извлекаем звук на каждой струне: от 6-ой к 1-ой. Каждая струна должна звучать.

Если какие-то из струн не звучат, сделайте ещё несколько попыток. Если звучат все струны – отлично! В независимости от результата (получилось или нет) снимите пальцы с грифа. Дайте руке отдохнуть. Затем снова повторяйте упражнение. Но недолго! Поначалу 5-10 минут будет достаточно. Не допускайте резкой боли в руке!

Если же струны так и не звучат, возможно, вы неправильно ставите пальцы – указательный и средний, большой; или же неправильное положение руки.

Каких ошибок следует избегать: неправильная постановка

Постарайтесь не допускать эти ошибки, играя подготовительные упражнения и аккорды с баррэ:

1. Указательный плашмя и при этом кисть слишком вывернута в направлении соседних ладов от баррэ.

кисть слишком вывернута

В таком положении проблематично ставить баррэ и остальные пальцы аккорда. «Перекошенная» аппликатура, мышцы кисти быстро устают.

2. Указательный на порожке лада.

палец на порожке лада

Если так поставить пальцы, в независимости от того, какие усилия будете прикладывать, но струны всё равно не зазвучат как следует.

3. Баррэ далеко от порожка лада.

далеко от порожка лада

Получается приглушённый, «мутный» звук.

Ставим баррэ на других ладах

Если вы уже хорошо справляетесь с баррэ на 7-ом ладу – если все струны прижатые двумя пальцами более-менее звучат в позиции – можно продвигаться дальше в изучении приёма.

Теперь разберём, как ставить баррэ на других ладах. По-прежнему только прижимаем все струны в позиции – это лишь часть аккорда. Но перемещаемся вниз по грифу.

Начинаем с 7-го лада, потом берём абсолютно такое же баррэ на 5-ом, 3-ем и 1-ом ладу. В каждой позиции извлекаем звук на каждой струне (как и в предыдущем упражнении).

Вот схема упражнения:

схема упражнения:

А вот так звучит на гитаре:

Прорабатывайте постановку пальцев в каждой позиции отдельно. А потом тренируйтесь переходить на баррэ с одного лада на другой: от 7-го к 1-ому.

Можно играть в произвольном ритме. Скорость сейчас не важна, это может быть очень медленный темп. Но обязательно нужно добиваться чистого звучания – без дребезжания, призвуков.

Хорошо отрабатывайте переходы, постановку пальцев. Ваша рука как следует должна окрепнуть. Упражнения рассмотренные выше рассчитаны не на одно занятие. Возможно, вам понадобится 3-4 дня, а может быть и больше. Время занятий, то есть нагрузку на руку, нужно увеличивать постепенно, не допуская переутомления мышц. Лучше заниматься понемногу, но регулярно.

Также необязательно упражняться только на баррэ. Например, можно поиграть 10-15 минут подготовительные упражнения, затем поиграть какие-нибудь последовательности открытыми аккордами, песни, разучивать новый бой, перебор и т.д. И через какое-то время снова повторить упражнения.

Достаточно хорошо освоив подготовительные упражнения, вы можете приступать к изучению аккордов с баррэ.

Минорный аккорд: баррэ в форме Em

На этом этапе учимся, как брать баре минорного аккорда в форме Em.

На 7-ом ладу – наш старт в освоении приёма – это аккорд Bm (си минор):

Сначала, для тренировки, чтобы разобраться с аппликатурой, ставьте пальцы «поэтапно». Это упражнение:

  • 1 – на 7-ом ладу указательным и средним берём баррэ на всех струнах.
  • 2 – потом на 9-ом ладу: мизинцем – 4-ую струну; безымянным – 5-ую струну.

1 и 2 шаг подготовительного упражнения

И играем баррэ Bm: поочерёдно каждую струну, чтобы проверить правильно ли они прижаты; и затем можно сыграть ритмом.

Выучите аппликатуру. И пробуйте ставить пальцы одновременно на лады: сразу баррэ и остальные пальцы. Именно так и нужно брать аккорд.

Начинайте формировать пальцами аппликатуру уже над грифом, приближая их к ладам. Как бы заранее предопределяя местоположение каждого пальца.

баррэ Bm

Когда научитесь уверенно брать Bm (си минор), поработайте над аппликатурой в других позициях. То есть следующая ваша задача, как играть баре в форме Em на других ладах.

Соответственно это другие минорные аккорды.

Bm - Am - Gm - Fm

Отдельно разберите и поиграйте:

  • на 5-ом ладу – Am (ля минор);
  • на 3-ем ладу – Gm (соль минор);
  • на 1-ом ладу – Fm (фа минор).

Старайтесь сразу полностью брать аккорд – одновременно ставите баррэ и остальные пальцы по аппликатуре (мизинец на 4-ую струну, безымянный на 5-ую струну).

Затем «сдвигаем» форму от 7-го лада, отрабатывая переходы с аккорда на аккорд. Пока в произвольном ритме, медленно. Контролируем, качественно ли прижаты струны: извлекаем звук поочередно от 6-ой к 1-ой. Затем, любым ритмом.

Например, так можно сыграть упражнение Bm/ Am/ Gm/ Fm:

Мажорный аккорд: баррэ в форме E

Ну что ж, от сравнительно лёгкого баррэ в форме Em, когда прижимаются струны двумя пальцами, переходим к более сложному. Теперь наша цель, как научиться ставить баррэ одним пальцем и сыграть мажорный аккорд с баррэ в форме E.

На 7-ом ладу это аккорд B (си мажор) – сетка и фото:

Как и на предыдущих этапах обучения, сначала тренируем пальцы посредством подготовительного упражнения.

упражнение для B

  1. Сразу ставим в позиции форму E, а баррэ пока не прижимаем. На 9-ом ладу: мизинцем – 4-ую струну, безымянным – 5-ую струну; и на 8-ом ладу 3-ю струну – средним пальцем (как на фото №1). Правой рукой по струнам не ударяем.
  2. Потом прижимаем все струны указательным пальцем на 7-ом ладу (фото №2). При этом остальные пальцы не снимаем с ладов.

Не стоит бояться того, что теперь вам предстоит прижимать все струны только лишь одним пальцем, указательным. Конечно, по началу будет не совсем привычно, и нагрузка немного больше, т.е. усилий больше прикладывать нужно.

Но требование к постановке баррэ, описанные в начале статьи, при этом не меняются:

  • указательный размещается ближе к порожку лада в позиции, слега набок (струны прижимаются немного и боковой частью пальца); точка опоры большого пальца посередине грифа (по ширине);
  • запястье, рука немного вперёд;
  • кисть «без перекосов» влево вправо относительно ладов.

Вот и получился B (си мажор). Извлекаем звук – все струны должны звучать: отдельно каждую, потом удары по струнам вверх-вниз в любом ритме.

Поупражняйтесь как следует, но без переутомления руки! Особенно фокусируйте внимание на указательном пальце: отработка правильной постановки, развитие силы, необходимой для уверенного прижатия всех струн. Оптимальный результат по этому упражнению: на 2-ом шаге вы сразу ставите (добавляете) баррэ и все струны звучат, без лишних (дополнительных) движений (изменение положения кисти, пальца и т.д.)

Затем стремитесь к тому, чтобы сразу, одновременно, поставить все пальцы в позиции. То есть, как взять баррэ без подготовительных этапов предыдущего упражнения.

Таким же образом, как вы осваивали и минорный аккорд. Начинайте формировать аппликатуру уже над грифом, как бы давая пальцам направления на необходимые лады. Указательный – на баррэ, 7-ой лад; мизинец и безымянный – на 9-ый лад, а средний на 8-ой лад.

аккорд B

На фото №1: пальцы ещё над ладами, но уже начинают принимать форму аккорда. И на фото №2: уже каждый палец на своём месте – сразу берём аккорд B.

Справитесь с аккордом B, переходите к отработке аппликатуры в других позициях.

форма E в других позициях

от 7-го лада вниз по грифу:

  • на 5-ом ладу – A (ля мажор);
  • на 3-ем ладу – G (соль мажор);
  • на 1-ом ладу – F (фа мажор).

Поработайте в отдельности над каждым аккордом. Если будут сложности с постановкой в других позициях, снова для разминки применяйте подготовительное упражнение (сначала пальцы без баррэ, потом добавляем баррэ указательным).

И потом играйте аккорды, как последовательность B/ A/ G/ F/. Отрабатывайте переходы на баррэ – из одной позиции в другую.

Примерно, так:

Регулярность, продолжительность занятий, посвящённых приёму баррэ, напрямую влияет на то, как правильно, как быстро вы научитесь играть аккорды с баррэ. Но количество упражнений и время нужно увеличивать постепенно. Главное – левая рука должна без больших нагрузок адаптироваться к приёму прижимания всех струн. Лучше заниматься ежедневно: каждый день прибавляя к навыку техники и при этом контролируя степень утомляемости. И не в коем случае нельзя «штурмовать» баррэ в авральном режиме: неделю не занимался – догоню за два дня. Ничего хорошего из этого не выйдет: переутомление, боль в руке, КПД занятия близок к нулю, и вдобавок отрицательные эмоции.

На этом занятии мы разобрали подробно, как брать аккорды с баррэ на примере двух распространённых аппликатур. Это минорный аккорд в форме Em и мажорный в форме E. Разумеется, это только ваш первый шаг в освоении приёма. Для тех, кто готов продолжить занятия: как научиться брать лёгкие аккорды с баррэ для начинающих (подборка часто используемых аппликатур), песни с баррэ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *