Изучаем красивые аккорды для гитары

Красивые аккорды на гитаре помогают избавиться от шаблонного, «заезженного» звучания. И на замену стандартным аппликатурам, и как дополнение к ним. Оригинальный аккомпанемент, идеи для своей музыки, аранжировки на две гитары, для группы – всё во власти аккордовой красоты.

Далее в статье – простые красивые аккорды в открытой позиции, аккорды с открытыми струнами, сложные аппликатуры с надстройками.

На первых ладах не только Am, Dm и E…

На первых ладах можно сыграть не только Am, Dm, E и прочие аппликатуры, которые начинают изучать новички. Открытая позиция – только с виду пространство грифа для простеньких аккордов. А на самом деле она таит в себе множество аккордовых форм, которые отлично, оригинально звучат. И, кстати, используются в разных музыкальных стилях.

Вся фишка в надстройках – дополнительных ступенях к основным, или стандартным, формам. Если в буквенно-цифровом обозначении – это цифры-ступени, которые указываются в названии аккорда. Например, Am7, Em9, Dm6 и др.

Для Em: Em7, E sus4, Em #11, Em maj7, Em6, Em9

Давайте начнём с Em (ми минора) – какая представляется нам звуковая палитра для этого минорного аккорда в открытой позиции.

Просто берём Em – 5 и 4 струна прижимается на 2 ладу. А теперь смотрим по схеме – какую ступень (или оттенок) можно добавить к этой форме.

  Em  

На схемах 2 ступень и она же может обозначаться как 9 ступень в зависимости от типа аккорда.

И вот оно новое аккордовое измерение на первых ладах 😉 Добро пожаловать! Вся эта гармоническая красота теперь в вашем распоряжении.

В рамках этой статьи мы не будем рассматривать принцип построения аккордов с надстройками. А только рассмотрим расположение ступеней на грифе для конкретных аккордов, аппликатуры и примеры их использования.

«Прощупаем», послушаем оттенки – Em со всеми возможными надстройками.

Чтобы ощущался контраст – сначала возьмите обычный ми минор, дайте ему немного позвучать, а затем сыграйте ми минор с надстройкой. И так для каждой аппликатуры. Последовательно разберите все сетки.

Это упражнение выполняйте и с другими группами аккордов с надстройками (для Am, Dm, С, G и др.).

Сначала аппликатуры с надстройками на 3-ей струне:

Em (1)

Em add#11 – диссонирующий, страшный аккорд, но иногда именно такой и нужен. Классно звучит в песне «Кто ты такой?» Янки Дягилевой.

потом на 2-ой, 1-ой:

Em (2)

и на басовых струнах:

Em (3)

Как видите, аппликатуры простые – и для начинающих будут в самый раз.

А теперь несколько примеров – как использовать сочетание аккордов с надстройками, мелодические связки. Пока только в пределах одного аккорда – Em.

Аудиозаписи примеров можно слушать онлайн, и потом скачать (ссылка в плеере).

Em – Em + 3 лад на 1-ой струне – Em – Em/G:

Em (пример №1)

Похожий аккордовый ход можно услышать в песне «Однажды мир прогнётся под нас» группы «Машина времени».

Em – Em + 3 лад на 1-ой струне – Em – Em7 – Em – Esus4 – Em:

Em (пример №2) - 1

Em (пример №2) - 2

Мелодическая линия (последовательность надстроек) и ритм навеяны вступительным риффом песни Susie Q группы Creedence Clearwater Revival.

Em – Em maj7 – Em7 – Em maj7 – Em:

Em (пример №3)

Плавный переход по септаккордам – сначала большая септима (Em maj7), потом малая (Em7) и в обратной последовательности.

Для Am: Am7, Am maj7, Am6, Asus2, Asus4, Am9

Итак, теперь ля минорная палитра на гитаре. Схема: основной аккорд Am и все возможные надстройки для него:

Am  надстройки для Am

Получаем аппликатуры интересных аккордов – теперь уже не просто ля минор 😉

Также сыграйте последовательно (боем или перебором), чередуя аккорды с надстройками с обычным Am. Как бы сравнивания – чтобы прочувствовать оттенок каждой добавочной ступени.

Аппликатуры с надстройками на 1-ой и 2-ой струне:

Am (1)

Am (2)

На 3-ей и 4-ой струне:

Am (3)

И также вы можете поэкспериментировать с надстройками на басовых струнах – аппликатуры несложно построить по схеме расположения ступеней Am: Am/C, Am/B, Am/G, Am/F#.

В качестве примера простые связки рассмотренных форм, которые оригинально, красиво звучат в аккомпанементе:

Am9 – Am7 – Am:

Am (пример №1)

От холодной 9-ой ступени к тёплому привычному Am.

Am – Asus2 – Am – Asus4:

Am (пример №2)

Задержанные аккорды «двойка» (sus2) и «четвёрка» (sus4) чередуются с Am и отлично дополняют его. Получается красивое переливчатое звучание. Излюбленный приём многих гитаристов.

Связки с задержанными аккордами можно услышать в теме «Два корабля» группы «Агата Кристи».

Am – Am7 – Am6:

Am (пример №3)

Ещё один вариант внести разнообразие – обыгровка на Am. Можно использовать в ми миноре. В последовательности аккордов Em – Am: простые аппликатуры с надстройками – Em/ Em7/ Em/ – /Am/ Am7/ Am6

Для Dm: Dsus4, Dsus2, Dm maj7, Dm7, Dm6, Dm#5, D dim

Вот мы добрались и до Ре минора. Узнаем, какие есть интересные аккорды для обыгровки Dm. Схема расположения ступеней относительно основной аппликатуры:

Dm   надстройки для Dm

Сыграем, послушаем аккорды с надстройками.

Дополнительные, изменённые (sus) ступени аккорда на 1-ой, 2-ой и 3-ей струне:

Dm (1)

Dm (2)

И на басовых струнах:

Dm (3)

И несколько связок в качестве примера:

Dm – Dm7 – Dm6:

Dm (пример №1)

Движение по добавочным ступеням на второй струне – 7, 6 и снова к Dm. Отличный вариант украсить минор. Ход можно повторять в аккомпанементе.

Dm – Dm/F – Dm – D dim – Dm:

Dm (пример №2)

В последовательности уменьшённый аккорд D dim, и к минору относится лишь косвенно. Но в этой связке даёт оригинальную блюзовую окраску.

Dm – Dsus2 – Dm – Dsus4:

Dm (пример №3)

Обыгровка задержанными аккордами sus отлично звучит и на Dm.

А как же мажорные аккорды A, D и E в открытой позиции?

Разобрать аппликатуры и придумать связки для мажорных аккордов можно также по схемам расположения ступеней. Но в основе у вас, конечно, будет мажорный аккорд. Обратите внимание, мажорная терция обозначена цифрой «3» в сетках.

Возможные надстройки для мажорных аккордов в открытой позиции:

  • E: E7, E6, Esus4, E add9, E add#11, E
  • A: Asus2, Asus4, A maj7, A7, A6
  • D: D7, D maj7, D6, Dsus4, Dsus2

А если взять E7 (ми мажор септаккорд) и добавить минорную терцию (b3) на первой струне – получится E7 #9. Этот аккорд довольно часто используется не только в джазе, но и в роке, блюзе.

Для G: G maj7, G7, G5, Gsus4, G7 sus4, G add9

Основная аппликатура и ступени:

G   надстройки для G

Соль мажор с надстройками (по ступеням из схемы):

G (1)

G (2)

G (3)

Интересные связки на G:

G5 – Gsus4 – G – G add9 – G:

G (пример №1)

На верхних струнах выделяется мелодическая линия. На основе этой последовательности попробуйте придумать свою обыгровку. Не обязательно, чтобы были все аккорды из примера.

G7 – G:

G (пример №2)

Простое чередование септаккорда (G7) и мажорного аккорда (G) тоже звучит в аккомпанементе довольно эффектно.

G – G7 – G – G7sus4 – G5:

G (пример №3)

Последовательность в блюзовом стиле. Обратите внимание, как сочно звучит G7sus4. Попробуйте использовать его в связке с другими надстройками в G.

Для C: C add#11, Csus4, C add9, Cmaj7, C7, C6, Caug, Csus2

Основная аппликатура и надстройки для До мажора:

C   надстройки для C

Какие аккорды есть в открытой позиции на основе аппликатуры C:

C (1)

C (2)

C (3)

Примеры последовательностей с надстройками:

C7 – C6 – Caug – C:

C (пример №1)

Приджазованный ход. Сгодится для какого-нибудь блюза, рок-н-ролла.

С – С (+ 5-ая ступень на 1 струне) – C – С add9:

C (пример №2)

Играйте C и меняйте надстройки на первых струнах – простой способ найти красивое звучание.

C – Csus2/B – C – Csus4 – C:

C (пример №3)

Аккорды sus отлично звучат в связке и с мажорными. И этот пример тому доказательство.

Аккордовые последовательности

После изучения надстроек аккордов в открытой позиции, рассмотрим их применение в последовательности аккордов. То есть как при помощи этих аккордов можно сделать красивый аккомпанемент. В примерах сначала указывается последовательность без надстроек и затем с надстройками (обыгровками).

Пример №1: украсим ля минор

Очень распространённая гармоническая схема: Am/Dm/ G/ C/ Am/ Dm/ E/ Am. Есть огромное количество песен в разных стилях, где она используется.

И вот её вариант с обыгровками по ступеням:

Am/Asus2/Am/ Am/C /Am – Dm/ Dm7/ Dm6/ – G7/G/ G7 (2)/ – C/C add9/C/ Csus2/B /
Am/Asus2/Am – Dm/Dm sus2/Dm/ Dm/F / Dm – E sus4/E – Am

Аккорды последовательности:

Am:

Am

Dm:

Dm

E:

E

G:

G

C:

C

Пример №2: рок-н-ролл на простых аккордах + обыгровки

Рок-н-ролл тоже может эффектно прозвучать и на первых ладах. Достаточно лишь добавить нужные надстройки в стандартные аппликатуры.

Основа квадрата – последовательность на 12т. : G/ G/ G/ G/ C/ C/ G/ G /D/ C/ G/ D

Добавляем обыгровки для каждого аккорда:

  • G/ G6/ G7/ G6/ G – 2 раза
  • C/ C6/ C7/ C6/ C
  • G/ G6/ G7/ G6/ G
  • D7/ D6/ D7
  • C7/ C6/ C7
  • G/ G6/ G7/ G6/
  • D7/ D6/ D7

Сетки аккордов:

G:

G

C:

C

D:

D

Ещё о об аккордах для двенадцатитактового квадрата здесь.

Аккорды с открытыми струнами: секреты переливчатого звучания

Самые красивые аккорды можно найти в аппликатурах с открытыми струнами. Это особая категория аккордов: часть струн прижимается в какой-либо позиции, а некоторые звучат открытыми. И создаётся переливчатое звучание в разных оттенках – благозвучное и диссонирующее, спокойное и тревожное, напряжённое.

Строить аккорды с открытыми струнами можно на основе стандартных аппликатурных форм – мажорных и минорных аккордов, квинтаккордов. Рассмотрим различные способы построения таких аккордов.

По системе CAGED

Для тех, кто не знает: система CAGED – это 5 аккордовых форм в открытой позиции (С – до мажор, A – ля мажор, G – соль мажор, E – ми мажор, D – ре мажор), которые можно использовать и в закрытой позиции на баррэ.

И некоторые аппликатуры из CAGED отлично звучат в позициях без баре – аккорд просто берётся как в открытой позиции, на 4-ом, 5-ом, на каком угодно ладу, и добавляются открытые струны (не прижатые приёмом баррэ). Получаются редкие и красивые аккорды.

Форма С

Аккордовая форма C (до мажор). По CAGED эта же аппликатура, например, во 2-позиции (или от 2-го лада) на баррэ – это D (обычный ре мажор). Но если баррэ убрать во 2 позиции, а аппликатуру «лесенки» оставить, то у D появятся надстройки 9 и 11 и он зазвучит по-другому, более интересно.

И так перемещая аппликатуру C по грифу, получаем серию интересных аккордов с открытыми струнами.

Разберите и сыграйте ноты и табы последовательности аккордов с открытыми струнами, построенных на основе аппликатуры С:

Форма С

В упражнении перебор можно использовать и другой. Экспериментируйте, импровизируйте.

Обратите внимание, в 11-ой (Gm6) и 12-ой (Em maj7/B) позиции форма приобретает минорное звучание из-за того, что добавляются открытые струны.

В некоторые аккорды в форме С с открытыми струнами можно ещё и добавить надстройки. Например, расположение дополнительных ступеней в аппликатуре A7 (от 10 лада форма С):

ступени A7

И получаем ещё оттенки – ещё аккорды с открытыми струнами – дополнительно к основной аппликатуре.

Сыграйте эту связку и придумайте на основе её свою:
A7 – A13 – A7 – A9 – A7:

форма С (ступени)

Попробуйте добавить ступени по схеме (5, 6, 7, 9) к другим аккордам в форме С. Очень красивые обыгровки можно сделать на D add 9/11, G6, Gm6 (от 11 лада), С (от 13 лада, на октаву выше).

Форма E

Двигаем форму E по грифу, но 6-ую струну прижимаем в позициях так, как если бы играли на баррэ эти аккорды. Открытые струны в этих аппликатурах – только 1-ая и 2-ая.

форма E

И добавляем надстройки. Схема расположения ступеней для В add11:

надстройки для В add11

Например, можно сыграть вот такую мелодическую линию в этом аккорде:

B add11–B –B add9 – B – B add11 – B7 add11 – B6 add11 – B add11:

B add11 (1)

B add11 (2)

Сыграйте это упражнение на аккорды A add9, C maj7, D6 add9, E. Импровизируйте, используя надстройки на других аккордах в аппликатуре E с открытыми струнами.

Форма A7

Форма A7 с открытыми струнами тоже даёт серию интересных аккордов. Но сохраняем в басу (на 5-ой струне) основной тон (тонику), чтобы не разрушать структуру аккорда.

Форма A7

Форма Em

Аппликатуры в форме Em (ми минора), но без 6-ой струны, с открытой 1-ой и 2-ой струной.

Сыграйте эти аккорды – перемещайте аппликатуру в позициях:

Форма Em (1)

Форма Em (2)

Добавляйте надстройки, обыгровки. Запоминайте, записывайте (сетками, в табах или просто на аудио) самые интересные.

Например, для F#m (фа-диез минора):

F#m add11/ F#m add 9/11

F#m (1)

F#m (2)

Связка для последовательности Cm – B – F#:

C#m

B/ F#

На основе квинтаккордов

Всё просто. Нужно взять квинтаккорд и добавить открытые струны.

Пауэр-аккорды в виде квинты с добавлением тоники на октаву выше + 1-ая и 2-ая открытые струны, 6-ая не звучит:

квинты (1)

квинты (2)

квинты (3)

Квинта на 6-ой и 5-ой струне + 4-ая и 3-я открытые:

Квинты на 6-ой и 5-ой струне (1)

Квинты на 6-ой и 5-ой струне (2)

На основе этих аккордов можно придумать вторую партию гитары. Отлично звучит. Например, обыгровка на последовательность – Gm/ Bb/ F/ Gm:

1 гитара – ритм на баррэ, 2 гитара – квинты с открытыми струнами + дополнительные ступени:

Сложные аккорды, или «гимнастика для пальцев» во имя красоты

В рамках этой статьи мы, конечно, не будем рассматривать все сложные аккорды или даже их типы. А разберём лишь несколько «рецептов»: как преобразить обычные, простые аккорды, заменить их на сложные, но более красивые по звучанию.

9-ая ступень: благородный тон для минора и мажора

Точнее речь идёт не просто о добавлении 9-ой ступени в аккорд, а о расположении звуков в аккорде от баса – 1 ступень + 5 ступень + 9 ступень (как основа в нижнем регистре). Именно такое строение даёт красивейший холодный оттенок.

Вот таким образом можно заменить стандартные аппликатуры на аккорды с девяткой.

Мажорный:

с тоникой на 6-ой струне:

A9

на 5-ой струне:

D9

Минорный:

с тоникой на 6-ой струне:

Am9

на 5-ой струне:

Dm9

Продолжение идеи 1 + 5 + 9, или добавляем ещё надстройки

Кроме 9-ой ступени в такой расширенной аппликатуре открываются возможности и для других надстроек. Хотя аккорды уже получаются по звучанию более напряжённые, диссонирующие. Но это определённо интересные оттенки: они способны придать аранжировке особый колорит, настроение.

Amaj7 sus2: к 1+5+9 вверху (на второй струне) добавляется ещё большая септима.
Amaj7: строение аккорда немного другое, на басовых струнах получается пауэр-аккорд, звучит мощно, но септима прибавляет диссонанс.

Amaj7

Ещё похожий аккорд с тоникой на 5-ой струне – Esus2 add#11.

Esus2 add#11

Постройте эти аппликатуры от другого звука – от соль, фа, си, до и др.

Примеры последовательностей с использованием выше рассмотренных расширенных аппликатур:

Связка для перехода от G к A:

от G к A

Диссонирующий оттенок к ре мажору:

оттенок к ре мажору

Обыгровка для A:

Обыгровка для A

На этом завершаем статью. Развивайте изученные идеи, они помогут вам придумать свои красивые аккорды, их сочетания. Вносите разнообразие в аккомпанемент, экспериментируйте с надстройками. Творческих успехов и побольше аккордового креатива!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *