Ингви Мальмстин «Magic Mirror»: магия неоклассической гармонии и гитарного соло

«Magic Mirror» (Волшебное зеркало) — композиция из «Trilogy», третьего студийного альбома Ингви Мальмстина, увидевшего свет в 1986 году. Кстати! Так сказать, для справки: художественная ценность этого метал-альбома сумела одолеть, даже беспощадную цензуру тогдашнего могучего и нерушимого СССР (кого-кого, а металлистов во времена «железного занавеса», особенно заморских, не жаловали). В 1988г. фирма «Мелодия» на радость поклонников хэви-метала всего постсоветского пространства выпустила винил «Trilogy» и исключительно с позволения высокопоставленных вождей пролетариата.

Но вернёмся к «Magic Mirror» — к теме, заслуживающей внимания не меньше чем нашумевшая «Trilogy Suite, Op. 5» (из этого же альбома). В ней Ингви Мальмстин свой метод игры на гитаре раскрыл во всей красе.

Подключайте гитару к усилителю, включайте дисторшн — мы начинаем!

Вступительный рифф «Magic Mirror»

intro

Для занятия нам понадобится немного обработать оригинальную аудиозапись: повысить её на полтона, чтобы не менять стандартный строй и замедлить для разбора скоростных пассажей.

Воспользуйтесь данными рабочими треками, созданными в программе Transcribe!, или же подготовьте их самостоятельно, в какой-либо другой программе. Главное, чтобы вам удобно было с ними работать.

слушать онлайн:

скачать:

обработанный трек

оригинал

Рифф intro «Magic Mirror», как собственно и вся композиция, написан в ре миноре. Начинается из-за такта (на 3 долю) пауэр-аккордами Bb и A. Далее чередуются малые терции с открытой 4 струной (D), подчёркивая звучание гармонического ре минора. В сочетании с партией клавиш, они создают характерное неоклассическое звучание: сохраняется мощный напор дисторшн и ясность интервала. Завершается вступление мощным пассажем: восходящая секвенция в гармоническом ре миноре по диагональной аппликатуре + арпеджио уменьшённого аккорда (скачок через струну) + небольшая гаммаобразная фраза.

Стоит отметить, что секвенцию можно сыграть не только переменным штрихом, но и свипом. Попробуйте сыграть пассаж двумя способами: вы сами поймёте какой из них вам ближе, то есть удобней.intro_fraza

Свип даёт более плавное, равномерное звучание, позволяет экономить движения правой руки. Но и в то же время требует от исполнителя большего усердия по сохранению чистоты звука, ибо в процессе скольжения медиатора по струнам создаётся множество ненужных призвуков.

Куплет «Magic Mirror»

В первой части куплета Ингви не спешит раскрывать все свои музыкальные изящества и играет ритмическую вариацию на тему риффа из вступления.

verse_part1

Чего не скажешь о второй части (акценты и общие паузы)!

verse_part2

verse_part2_2

  • Она начинается с красивой неоклассической последовательности аккордов — Dm — C/E — F — D/F# — Gm. Аккорды с терцовым тоном в басу (секстаккорды) создают восходящее хроматическое движение басовой линии (первые 5 тактов ).
  • Далее, вместе с барабанными сбивками создаётся гармоническое напряжение: II (E) и V (Asus4 и A) ступени.
  • Казалось бы, уже просится тоника — Dm, после таких «узоров». Но не тут то было! От VI (Bb) ступени вновь начинается восходящее хроматическое «шествие» в басу: Bb — Bb — G/B — C — A/C#.
  • И снова пассаж из концовки интро.

Совет! Когда освоите ноты и табы «Magic Mirror» Ингви Мальмстина, попробуйте сыграть эту последовательность аккордов чистым звуком в других аппликатурах, где задействовано не 3, а 4,5, 6 струн. Поэкспериментируйте с линией баса. Этот фрагмент таит в себе множество интересных идей в плане гармонии.

Соло «Magic Mirror»

Наверное Ингви Мальмстин, не был бы Ингви Мальмстином в понимании гитарного искусства и собственно неоклассического стиля, если бы не предверял свои молниеносные соло заготовленными вставками в духе великого и неповторимого И.C. Баха и других выдающихся классиков эпохи барокко.

chorus_solo_1

  • Это скоростное «действо» Ингви начинает со своего фирменного пробега на одной струне (E) — секвенции на аккорды Gm — C/E — F — Bb/D — Em7b5 — A/Db.
  • Затем играет «баховские фразы» на диатоническую последовательность аккордов в восходящем движении: Dm — Em7b5 — F — Gm — A.
  • И заканчивает вступительную «неоклассическую феерию» секвенцией из мелодических терций на аккорды A (V) — Dm (I).

 

chorus_solo_2

Вторая часть — импровизационная — уже слегка контрастирует по звучанию с сольным интро. Так как играется на совершенно другую последовательность, начинающуюся не с тоники — I ступени (Dm), как это обычно бывает, а со II — да и ещё пониженной на полтона. То есть с аккорда Eb:

chorus_solo_3

chorus_solo_4

  • 1 и 2 такты (Eb) — пассаж на основе гаммы ми бемоль мажор + арпеджио Eb (трёхструнный свип);
  • 3 и 4 такты (Cm) — арпеджио до минорного трезвучия; короткий, но яркий лейтмотив в гармоническом до миноре;
  • 5 и 6 т. (Eb) — Её Величество пентатоника (да-да, это Ингви Мальмстин — вы не ошиблись!) — блюзовая ми бемоль мажорная пентатоника. Формула этой гаммы выглядит следующим образом I (Eb) — II (F) — bIII (Gb) — III (G) — V (Bb) — VI (C);
  • 7 и 8 т. (Cm) — до минор гармонический;
  • 9-12 т. (G) — фригийский мажор (испанский лад) от G, он же до минор гармонический;
  • 13-16 т. (A) — арпеджио уменьшённого септаккорда Bb (от II ступени A ); фригийский мажор от A, он же ре минор гармонический.

Совет! Если вам не удастся справиться с каким-либо пассажем (имеется ввиду импровизационная часть от Eb), разучите аппликатуры лада, на основе которого он создан, и придумайте свой вариант — свои фразы и пассажи. Например: Cm — до минор гармонический; Eb — блюзовая пентатоника и т.д.

Ну, вот и всё! Успехов вам в освоении композиции Ингви Мальмстина — «Magic Mirror»! А если возникнут трудности или что-то будет не понятно, пишите — mirgitar.com обязательно поможет вам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *