Арпеджио доминантсептаккорда: гибридная техника — переменный штрих/свип + пул/хаммер

Часть 1. Аппликатуры в позициях

Арпеджио аккордов и, в частности, доминантсептаккордов в гитарной импровизации является мощным мелодическим средством. Практически во всех стилях —традиционный джаз, блюз, рок, фьюжн. Устойчивые тона ярко подчёркивают звучание аккорда, эффектно сочетаются с другими разнообразными техническими «фишками». А также являются отличным исходным материалом для придумывания вертушек, пассажей, лейтмотивов и ликов, выстраивания мелодических линий.

Другими словами, арпеджио малого мажорного септаккорда — бездонный кладезь идей.

Послушайте этот небольшой экспромт на 12-тактовый квадрат (в До мажоре). В нём на ряду с блюзовыми пентатониками для обыгровки аккордов используется арпеджио C7, F7, G7, а также некоторые фразы созданные на их основе.

Немного теории… дабы практика была полезней

Чтобы избежать бездумной механики пальцев — проигрывания нот в запредельном темпе непонятно для чего, зачем и не к месту (что во времени, что в гармонии!), нужно иметь чёткое представление о строении аккорда, из каких звуков интервалов он состоит.

Итак, малый мажорный септаккорд (или доминантсептаккорд) — это аккорд, который состоит из четырёх звуков:

  • тоника;
  • большая терция;
  • квинта;
  • малая септима.

Например, аккорд C7 состоит из следующих звуков:

  • C — до (т);
  • E — ми (б.3);
  • G — соль (5);
  • Bb — си бемоль (м.7).

Примечание (на всякий случай для тех, кто не знает). Арпеджио на гитаре — это разновидность исполнения аккорда, когда звуки, входящие в его состав, извлекаются один за другим. А ломаное арпеджио — это когда ноты септаккорда при проигрывании подвергаются перестановке.

Приступаем к занятию

Все варианты арпеджио в различных позициях рассмотрены на примере аккорда С7.

I позиция

Аппликатура арпеджио:

I позиция

И также, аппликатура аккорда:

аккорд С7 в I позиции

Как бы визуально «привязывайте» его к проигрыванию звуков в текущей позиции (в этой и последующих). Это помогает быстрее ориентироваться на грифе, в том числе и во время импровизирования. Просто сыграйте аккорд до проигрывания упражнения и после; ассоциируйте его с арпеджио.

Теперь аудиопример (повторяется 2 раза):

130 BPM

90 BPM

Разберём табы и ноты:

ex1

Играются все арпеджио посредством чередования переменного штриха, свипа, пулов и хаммеров. Причём формула звукоизвлечения в каждой позиции немного разная, но, тем не менее, выдержана в единой концепции — гибридная техника. Строго соблюдайте чередование ударов медиатора вверх/вниз, указанных над каждой нотой. А также чётко проигрывайте все залигованные ноты (пулы/хаммер).

III позиция

аккорд С7 в III позиции

С7_position3

 

ex2

130 BPM

90 BPM

V позиция

аккорд С7 в V позиции

V позиция

ex3

130 BPM

90 BPM

VII позиция

аккорд С7 в VIII позиции

VII позиция

ex4

130 BPM

90 BPM

X позиция

аккорд С7 в X позиции

X позиция

ex5

130 BPM

90 BPM

Если у вас в ходе занятий возникли какие-либо вопросы по технике исполнения данных арпеджио, оставляйте их в комментариях.

Табы/ноты упражнений и минусовки аудиопримеров можно скачать <здесь>.

Продолжение статьи — Часть 2.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *