Аккорд G на гитаре (Соль мажор): 42 аппликатуры, все позиции

Защипните одновременно открытую четвёртую, третью и вторую струну. Послушайте. И вот сейчас в вашем исполнении звучит аккорд G на гитаре. По названию – Соль мажор. Или как читается – «аккорд Ж». Самый что ни на есть мажор. А всё от того, что в строе шестиструнной гитары из 6 струн эти самые три струны являются звуками аккорда G: 4-ая – ре, 3-ая – соль и 2-ая – си.

А вообще аккорд Соль мажор в основном виде строится по интервалам так:

• Соль (G) – основной звук;

• Си (B) – большая терция (б.3) построенная от основного звука соль.

• Ре (D) – малая терция (м.3) от Си, или чистая квинта (ч.5) от соль (основного звука).

В нотах G со схемой по интервалам выглядит так:

звуки соль мажора

Однако при всём том, что всего три звука, аккорд соль мажор на гитаре часто используется в аппликатурах на четырёх, пяти или шести струнах. То есть отдельные звуки аккорда – основной звук, терция или квинта – удваиваются, а иногда и утраиваются.

Например, Соль мажор в открытой позиции: основной звук Соль утраивается – звучит на 6-ой, 3-ей и 1-ой струнах, а большая терция Си удваивается – на 5-ой и 2-ой струне.

основной звук утраивается

Аппликатуры мажора в основном виде на три звука освоим отдельно во второй части статьи.

Далее рассмотрим аккорды G во всех позициях. Различные варианты постановки – аппликатуры с баре и без баре, простые для начинающих и посложней, упрощённые варианты, с открытыми струнами. Для каждого рассматриваемого аккорда – схема (аппликатура), фото (как ставить пальцы) и аудио онлайн (можно послушать, как звучит на акустической гитаре). И дополнительно – аккордовые последовательности и песни в Соль мажоре.

G (соль мажор) в позициях

Итак, какие есть варианты аккорда ж на гитаре во всех позициях – от открытой (нулевой) до 12-го лада.

Для новичков! Схема пальцев левой руки в аккордовых сетках обозначается цифрами: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец и «T» – большой.

обозначение пальцев

Открытая позиция

Основной аккорд G в открытой позиции. И часто используемый в связке с Am, Dm, E и С (на 1-ом, 2-ом и 3-ем ладу с открытыми струнами).

  • Указательным нужно прижать 5-ую струну на 2-ом ладу.
  • На 3-ем ладу: средний – на 6-ой, безымянный – на 1-ой.
  • 4-ая, 3-я и 2-ая звучат открытые (помните, тот самый G «вложенный» в строй гитары).

G  

Вот так он звучит:

Кстати, о звучании. Пробуйте на слух аппликатуры в разных способах звукоизвлечения – разные виды переборов, бой, щипком, просто удар по струнам. Как больше нравится. То есть необязательно, чтобы строго как в аудиопримере.

Второй способ постановки для этого G – с мизинцем:

  • Средний – на 2 лад, 5-ая струна;
  • На 3-ий лад: безымянный – 6-ая, мизинец – 1-ая.
  • Остальные струны звучат открытыми.

второй вариант аппликатуры   G с мизинцем

Так пальцы располагать на ладах удобно, когда в последовательности, например, переходы на C, F или Em, или когда по гармонии после или перед G открытый G7 (на этих же ладах).

Ещё вариация с ре на 2-ой струне – на четыре пальца. G получается плотней, насыщенней.

на 2-ой ре   аппликатура на 4 пальца

Как правильно брать на грифе:

  • внизу, на басовых, аппликатура без изменений: указательный – 5-ая, 2-ой лад; средний – 6-ая, 3-ий лад.
  • а 1-ая струна на 3-ем ладу прижимается мизинцем, и на этом же ладу 2-ая струна – безымянным.

И G/B с этой же постановкой пальцев. С терцией в басу, без 6-ой.

G/B   без 6-ой

Есть и упрощённые варианты основной аппликатуры Соль мажор. Для тех, кому сложно справиться с основной формой, когда нужно сделать быстрый переход с аккорда на аккорд, или когда требуется немного изменить звучание мажора:

G/D – без 6-ой и 5-ой струны. Самая лёгкая аппликатура аккорда G. Нужно только прижать 1-ую струну на 3-ем ладу безымянным. И всё. Если боем играть – обязательно приглушивайте большим пальцем басовые, чтобы мажор звучал без «левых» звуков в нижнем регистре.

G/D упрощённый   без 5 и 6

Ещё об упрощённых аппликатурах аккордов в этой статье.

Без 1-ой струны. Пальцы ставить довольно легко: не нужно тянуть безымянный на первую струну. По аппликатуре получается как бы нижняя часть. Без верхнего голоса соль звучание немного отличается от основной формы – более низкое.

без 1-ой   первая струна не звучит

Пример, как используется такой аккорд Ж в песне «Пиноккио» группы «Крематорий».


Другая разновидность открытого Соль мажора – без терции на 5-ой струне, она вообще не звучит. В нижнем регистре более ясный, благозвучный (менее напряжённый) саунд в отсутствие терции. «Фундамент» этого G – квинта: 6-ая – соль (основной звук), 4-ая – ре (ч.5).

без терции на 5-ой   пятая приглушивается

Аппликатура в двух вариантах: 1-ая струна на 3-ем ладу прижимается мизинцем (как указано в сетке) или безымянным (как на фото). Средним нужно прижать 6-ую струну на 3-ем ладу и приглушить подушечкой 5-ую.

С ре на 2-ой, без терции внизу. Как в предыдущей форме глушим пятую. Но на третьем ладу прижимаем не только 1-ую, но и 2-ую струну.

без 5, на 2 - ре без терции, с ре на 2-ой

Без 5-ой и 1-ой. Всего на 4-е струны – сравнительно с основной формой не так ярко, но в этом определённо есть своя изюминка. Многие гитаристы используют его в аккомпанементе на электрогитаре с овердрайвом.

Без 5-ой и 1-ой   на 4-е струны

III позиция

Баррэ на 3-ем ладу в форме E – стандартная аппликатура для III позиции.

G в форме E, III позиция    баррэ на 3-ем ладу

Как ставить с баре Соль мажор:

  • указательным пережать все струны на 3-ем ладу;
  • на 4 и 5 ладах форма E, но средним, безымянным и мизинцем.

Упрощённые варианты G в III позиции – чем заменить форму на баре:

Без басовых – 6-ой и 5-ой. Указательным нужно лишь прижать только 1-ую и 2-ую струны – а не все.

без баре на 3-ем ладу   6-ая и 5-ая не звучат

G/D – без 6-ой. Тоже с мини-баррэ – указательный прижимает 1-ую и 2-ую. В аппликатуре форма E сохраняется. В басу звучит ре (квинта соль мажора). Лёгкая, удобная альтернатива обычному баррэ. И по звуковому составу отличий минимум – только 6-ая не звучит.

G/D – без 6-ой   в басу ре, без 6-ой

G без баррэ – без 5-ой и 1-ой. В басу основной звук, на 4-ой, 3-ей и 2-ой струнах – мажорное трезвучие в основном виде. Если играть боем, обязательно приглушивайте 5-ую струну.

Есть два способа взять аккорд:

№1: 6-ая прижимается указательным:

без баре, 5-ая и 1-ая не звучат   6-ая указательным

№2: 6-ая прижимается большим пальцем:

№2   с большим пальцем

Без 1-ой и 2-ой. Из-за отсутствия верхних струн имеет немного хмурый оттенок. В основе – пауэр-аккорд. Но если вам понадобится мажор в нижнем регистре – эта аппликатура в самый раз. И кроме всего прочего – без баре.

на басовых   1-ая и 2-ая не звучат

Кроме баре G и упрощённых его форм, в III позиции есть красивые аккорды с открытыми струнами:

Пауэр-аккорд + 3-я и 2-ая открытые. Мощно, красиво и легко по аппликатуре.

пауэр-аккорд + открытые   на басовых пауэр-аккорд

G/D – с 2-ой открытой. Си в унисон на 3-ей и 2-ой струне даёт своеобразную окраску мажорному аккорду.

G/D   Си в унисон на 3-ей и 2-ой

G/D – 3-ая и 2-ая не прижимаются, с ре в басу ещё более открытый. Широкое, яркое звучание.

G/D открытый   6-ая не звучит

V позиция

В V позиции стандартный G в форме D (ре мажора в «нулевой» позиции). На 4-ёх струнах, без баррэ.

форма D   указательным только 4-ую

G/D – основная форма, но с баррэ (в басу, на 5-ой – ре). Аппликатура сложная. Иногда применяется, если требуется именно такое расположение звуков при ведении мелодии, для построения басовой линии в позиции или для более полного звучания (то есть больше задействовано струн).

G/D с баррэ   с баррэ, в V позиции

С 2-ой открытой. Несмотря на то, что всего 4-е звука – яркий, переливчатый. Изюминка, конечно, в открытой си.

открытый G на 5-ом ладу   на 4-ёх струнах, 2-ая открытая

Прижимается только 5-ая и 1-ая струна, а посередине – 4, 3 и 2 открытые. Аппликатура простейшая и, скажем так, не совсем обычная для V позиции. Тем не менее, звучит оригинально. По идее, по звуковому составу можно было бы обойтись и без 5-ой – тоже ре, что и на 4-ой. Однако унисон добавляет особый окрас соль мажору.

G с 3 открытыми струнами   не звучит только 6-ая

Ещё несколько разновидностей этой аппликатуры:

G/B – добавляется бас си на 6-ой. Терция вносит определённое напряжение в нижней части аккорда. Можно использовать как проходящий для перехода на какой-нибудь открытый С (до мажор) в этой или соседней позиции.

с си в басу   звучат все струны

Добавляется соль на 2-ой. Открытые только 3-я и 4-ая. По звуку уже ближе к основной аппликатуре в позиции (в форме D).

соль на 2-ой  

Без 5-ой, на 4-ой основной звук соль. Без квинты: в звуковом составе только основной звук (соль) и большая терция (си). Тоже открытый. Красивый, для перебора.

без квинты  

VII позиция

Баррэ в форме С на 7-ом ладу – обычно он и берётся в этой позиции на гитаре. Довольно распространённый.

в форме С  

Как играть аккорд G в такой аппликатуре:

  • указательным прижать 1-3 струны на 7-ом ладу, но можно 4-е, если так удобней;
  • средний – на 2-ой струне, 8-ой лад;
  • безымянный – 4-ая, 9-ый лад;
  • мизинец – 5-ая, 10 лад.

Если не получается аккорд G в форме C – сложно, неудобно – его можно заменить, причём, в этой же, VII позиции. Разберём упрощённые варианты:

G/B – без 5-ой. Схема баре остаётся, но не нужно тянуть мизинец на 5-ую струну. А в басу терция (си).

G/B – без 5-ой  

G/B – на 1-ой ре. Схожий с предыдущим. Разница лишь в верхнем голосе. Указательным можно прижимать только 3-ю или брать малое баррэ на верхних струнах. Как удобней.

G/B – на 1-ой ре  

G/D в форме D c 4-ой открытой. В басу квинта. Без баррэ. Постановка пальцев – как если бы вы играли ре мажор в открытой позиции. В основном для звукоизвлечения щипком, перебором.

G/D в форме D  

«Лесенка» с ре на 1-ой струне. Да, это тоже форма C, но с открытой 3-ей. И кстати постановка пальцев абсолютно идентична открытой позиции. Удобно – без баррэ. И красивое звучание.

с ре на 1-ой струне  

Как поставить аккорд G «лесенку»:

  • 6-я не звучит;
  •  на 10 ладу: безымянный – на 5-ую, мизинец – на 1-ую;
  • средний – на 4-ую, 9-ый лад;
  • 3-ая открытая;
  • указательный – 2-ая, 8-ой лад;

G открытый, на 2-х ладах. По форме напоминает соль из «нулевой» позиции.

G открытый  

Как ставить аппликатуру:

  • на 10-ом ладу: 5-ую – средним, 1-ую – безымянным;
  • на 9-ом ладу: 4-ую – указательным;
  • 2-ая и 3-я открытые.

G/D открытый на шесть струн. Если не смотреть на аппликатуру, а только слушать – есть звуковая иллюзия открытой позиции. А про то, всё это в районе 7-10 лада. Можно попробовать в мелодической связке с другими аппликатурами в позиции. В первую очередь, с открытыми.

открытый на шесть струн  

Как зажимать аккорд G c ре в басу:

  • на 10-ом ладу: безымянным – 6-ую, мизинцем – 5-ую.
  • указательный на 1-ую струну, 7-ой лад.

Открытый, без 6-ой, на верхних струнах терция (на 2-ой – соль, на 1-ой – си). Тоже как оттенок. Сыграйте какую-нибудь ритм-партию, чередуя закрытую аппликатуру в VII позиции в форме С (лесенку) на баррэ с этой открытой. Создаётся определённый контраст – своеобразная обыгровка: как будто пальцы прыгают из одной позиции в другую.

Открытый, без 6-ой  

Аппликатура на одном-единственном ладу – десятом. Только отчасти относится к VII позиции – её «крайние» звуки по ладам. Опять же, такая «авантюра» возможна благодаря G на открытых струнах. Хорош для какого-то отдельного штриха, сбивки, вставки, или в связке для мелодии, обыгровки. И может быть даже как партия второй гитары. В общем, всё во власти вашей музыкальной фантазии… 😉

Аппликатура на одном ладу 

X позиция

В X позиции G с баррэ в форме A (ля мажор в открытой позиции). Это стандартная аппликатура по системе CAGED – когда формы открытых аккордов повторяются в позициях.

в форме A

То есть теоретически любой мажорный аккорд можно взять на баррэ в форме A в соответствующей позиции. Но применительно к G на 10-ом ладу использовать такую аппликатуру довольно непросто. Сложность не только в прижимании всех струн, но и в постановке трёх пальцев на 12-ом ладу.

Поэтому в X позиции на основе этой аппликатуры в основном используются упрощённые аккорды Соль мажор. Некоторые из них мы сейчас изучим:

Без 6-ой и 1-ой. Безымянным прижимаются три струны на 12-ом ладу. Самый распространённый вариант. И, конечно, удобней. Без баррэ.

Без 6-ой и 1-ой  

Также можно 4-ую,3-ую и 2-ю струны прижать мизинцем. Как второй вариант постановки.

Есть и несложные аккорды с открытыми струнами в 10-ой позиции:

Без 6-ой и 1-ой, с 3-ей открытой. Красивый, переливчатый мажор. И в аппликатуре легче: на 12-ом ладу прижимается только 4-ая струна безымянным и 2-ая мизинцем.

с 3-ей открытой  

Без 6-ой, 4-ая и 3-я открытые. Тоже сочный G (типичный для открытого аккорда), с оригинальным оттенком.

4-ая и 3-я открытые  

Как брать этот соль мажор:

  • На 10-ом ладу: указательным – 5-ую струну, а средним – 1-ую.
  • На 12-ом ладу – мизинцем 2-ую.

G/D с 3-ей открытой, без 5-ой и 6-ой. Похожий на предыдущий (основа на высоких струнах), разница лишь в басе – на 4-ой струне ре.

G/D с 3-ей открытой  

XII позиция

На 12-ом ладу снова повторяется «родная» форма G из открытой позиции. Но, разумеется, с баррэ.

В сетке она выглядит так (как правильно ставить пальцы):

«родная» форма G

Такую «аппликатурную конструкцию» в XII позиции не так-то просто и взять; особенно, на акустической гитаре. Да и применяется она не часто. Ради интереса и ознакомления, конечно, можно попробовать взять это баррэ, и может быть даже использовать в какой-нибудь гитарной партии. Но больше на практике «прижились» упрощённые аппликатуры формы G.

Например, несколько аппликатурных вариаций:

G/D – малое баррэ на 4-ёх струнах.

G/D – малое баррэ  

  • Указательным прижать 1-4 струны.
  • Мизинец – на 1-ой струне, 15 лад.

G/B – с терцией в басу. Без 4-ой и 6-ой. Немного мудрённая постановка пальцев, но звучит интересно.

с терцией в басу  

Средним пальцем нужно дополнительно приглушивать 4-ую. Хотя, если она и будет открытая (ре – квинта соль мажора) – мажорный аккорд тоже прозвучит, но немного по-другому.

Трезвучие G в аппликатуре на 3-ёх струнах

Соль мажор в основном виде и его обращения (построение аккорда от терции, квинты) также используется и в трёхструнных аппликатурах. Три звука мажорного трезвучия – на трёх струнах.

Такие аккорды G на гитаре тоже помогут внести разнообразие, мелодические украшения в аккомпанемент. Например, отдельные яркие акценты, переходы между частями песни, инструментальной композиции, как элемент риффа. Причём в разных регистрах – на басовых или верхних струнах.

На 6-ой, 5-ой и 4-ой струнах:

На 6-ой, 5-ой и 4-ой

На 5, 4 и 3:

5, 4 и 3

На 4, 3 и 2:

4, 3 и 2

На 3, 2 и 1:

3, 2 и 1

Ну и схема расположения звуков аккорда на всех струнах:

на всех струнах

Аккорды в тональности Соль мажор

Самые «родные» к соль мажору аккорды – это те, которые построены на ступенях мажорного лада от звука соль:

  • I – G (соль мажор)
  • ii – Am (ля минор)
  • iii – Bm (си минор)
  • IV – C (до мажор)
  • V – D (ре мажор)
  • vi – Em (ми минор)
  • vii dim – F# dim (фа-диез уменьшённый)

Гамма Соль мажор аккордами:

гамма соль мажор аккордами

И, конечно, есть песни в Соль мажоре, в которых звучат «неправильные» аккорды. То есть те, которые не относятся к мажорному ладу. Такие «нарушения» (образно говоря, конечно) вносят особый колорит в гармонию, мотив песни. К примеру, на 3-ей ступени не Bm, а B, на 4-ой ступени не С, а Cm или добавляются альтерированные – Eb, Bb, C# и др.

Чтобы лучше узнать близкое окружение аккорда Соль мажор в гармонии, имеет смысл поиграть популярные последовательности в этой тональности. В любом темпе, любым способом звукоизвлечения:

  • G – C – D – G
  • C – G – D – G
  • G – C – G – D
  • Am – D – G
  • G – C – Am – D
  • C – D – Em – C
  • G – Em – C – D
  • G – G – G – G – C – C – G – G – D – C – G – D (блюзовый, рок-н-рольный квадрат)

Песни в Соль мажоре

Кроме последовательностей, отличный вариант попрактиковаться с аппликатурами и песни в G (соль мажоре). Например:

Наше занятие по изучению аппликатур Соль мажора в позициях подходит к концу. Не пытайтесь сразу же освоить все варианты G. Сначала изучите основные формы. Если тяжело с баррэ – можно начать с упрощённых аппликатур. Но, приём баррэ, безусловно, при этом не отлаживать на потом, не игнорировать, а всё-таки понемногу осваивать. Экспериментируйте с открытыми аккордами (с открытыми струнами) в разных позициях. Они придают аккомпанементу яркие, сочные, искристые оттенки. Помогают избавиться от заезженных аккордовых клише.

Солнечного, оранжевого, радостного вам Соль мажора! Захватывающих музыкальных настроений! И творческих порывов в диалоге с шестиструнной гитарой!

Аппликатуры других мажорных аккордов:
C (До мажор)
D (Ре мажор)
E (Ми мажор)
F (Фа мажор)
A (Ля мажор)
B (Си мажор)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *