Аккорд E на гитаре: Ми мажор – 40 аппликатур, все позиции

Аккорд E на гитаре – Ми мажор, согласно буквенно-цифровому обозначению. Латинская буква «E» – это нота ми, главный звук аккорда. В названии нет дополнительной буквы «m» (минор), надстроек (7, 9, 11) – и это значит, что аккорд мажорный, без дополнительных звуков (ступеней). В исходном виде, как есть.

Ми мажор в гитарной музыке смело можно назвать блюзовым, рок-н-рольным. Да и вообще, он как нельзя лучше «вписывается» в строй шестиструнной гитары. Три струны из 6 струн – это звуки аккорда E. Первая струна, шестая – ми (основной звук), вторая – си. Так что для гитары открытых аппликатур (с открытыми струнами) E даже в позициях довольно много. Причём в ярких, оригинальных оттенках.

И заметьте, ми – самый низкий звук в диапазоне инструмента. И внизу (нижнем регистре) ми мажор звучит особенно мощно, чем другие мажорные аккорды похвастаться не могут. А от того и вызывает саундовые симпатии практически у каждого рок-гитариста.

Далее разберём ми мажор аккорд на гитаре – распространённые и оригинальные аппликатуры во всех позициях: с баррэ и без баррэ, упрощённые и сложные, с открытыми струнами. Для изучения, освоения E – аккордовые сетки (схема), фото (как ставить пальцы) и аудиозапись (можно послушать онлайн как звучат на акустической гитаре все рассматриваемые аккорды).

Какие звуки в аккорде

Аккорд E строится по интервалам следующим образом:

  • E (ми) – основной тон;
  • G# (соль диез) – большая (или мажорная) терция от основного тона (б.3);
  • B (си) – малая терция от G# (соль диез) или чистая квинта от E (ми – основного тона).

Аккорд Ми мажор в нотах и табах с интервальной схемой:

звуки ми мажора

В основном виде мажорный аккорд состоит из трёх звуков. Но в гитарных аппликатурах, распространённых в аккомпанементе, эти звуки удваиваются, а иногда и утраиваются. Для того чтобы придать более полное, насыщенное звучание E – на 4-х, 5-х или всех 6-ти струнах.

К примеру, аккорд Ми в открытой позиции на гитаре: основной тон (ми) утраивается, а квинта (си) удваивается.

основной тон утраивается

О построении аппликатур ми мажора в исходном виде, на три звука, подробно поговорим после разбора аккордов на 4-х,5-ти и 6-ти струнах.

E (ми мажор) в позициях

Итак, все позиции – от основной формы на первых ладах до XII позиции, где она повторяется (с баре + другие интересные варианты).

В сетках пальцы обозначаются цифрами (каким пальцем на каком ладу прижать):

  • 1 – указательный;
  • 2 – средний;
  • 3 – безымянный;
  • 4 – мизинец.

обозначение пальцев левой руки

Открытая позиция

E – первый для начинающих – самый низкий по звучанию, самый лёгкий по аппликатуре, ну и самый популярный.

E   ми мажор

Можно использовать и другие способы звукоизвлечения аккордов – бой, перебор, щипком, просто удар. За исключением некоторых неполных аппликатур – которые прозвучат, если только играть щипком или перебором.

Как играть аккорд E на гитаре в открытой позиции:

  • на 2-ом ладу – средний на 5-ую струну, безымянный на 4-ую.
  • на 1-ом ладу – указательный на 3-ю.

Упрощённый вариант от основной формы – для перебора. Прижимаем лишь только 3-ю струну. Из басовых – звучит только 6-ая.

только 3-ю струну   ми для перебора

Ещё простой вариант от «главного» E в открытой позиции – без 6-ой и 5-ой в аппликатуре на два пальца. Можно и боем, если приглушивать басовые и аккуратно фокусировать удары по 4-ём струнам.

без 6 и 5   в аппликатуре на два пальца

E/G# – в басу соль диез – посложней, в расширенной аппликатуре. Интересен в плане построения аккордовых последовательностей с плавной басовой линией. Если боем – обязательно подушечкой мизинца приглушивайте 5-ую струну. Она не звучит в этом аккорде.

E/G#    в басу соль диез

  •  Мизинец тянем на 6-ую струну, 4 лад.
  • Указательный – на 3-ей, 1 лад.
  • Средний – на 4-ой, 2 лад.

E с соль-диез (мажорной терцией) на 1 струне. Яркий звук – как обыгровка в связке с основной формой, или ми мажором с надстройками в верхнем голосе.

с соль-диез на 1 струне   с мажорной терцией на 1 струне

Указательный и средний соответственно на 3-ую и 4-ую струны, как и в предыдущей аппликатуре. Мизинец с растяжкой – на 1-ую, 4-ый лад.

II позиция

В форме аккорда D из открытой позиции – базовая аппликатура II позиции.

форма D   E во 2 позиции

  • 2 лад: указательный ставим на 4-ую струну;
  • 4 лад: средний на 3-ую, безымянный на 1-ую;
  • 5 лад: мизинец на 2-ую.

Простая форма (без растяжки, всего на три лада) со второй открытой струной. Без басовых. Оригинальный саунд, звуки аккорда в широком расположении.

со второй открытой струной   всего на три лада

E/G# – посложней вариант на основе предыдущего, в басу добавляется соль-диез. Более полный звук. Средним прижимаем 6-ую струну на 4-ом ладу и одновременно приглушиваем 5-ую.

   E/G# на 2 ладув басу соль-диез, 2 позиция

Форма D на 3 струнах + 6-ая, басовая. Простейшая аппликатура, но сгодится только для перебора, или если сыграть щипком. Берём E в позиции в такой же постановке пальцев, как если бы играли ре мажор в открытой позиции. И шестая струна открытая.

Форма D на 3 струнах    c 6-ой, форма D

E/G# – форма D на 3 струнах + на 6-ой соль-диез. Пятая и четвёртая не звучат. Постановка на верхних струнах меняется, так как указательным нужно взять терцию в басу.

E/G# – форма D   на 6-ой соль-диез

Несложная вариация E/G# с открытой 1-ой струной. Безымянный убираем, а в остальном аппликатура без изменений. Хорошо звучит перебором. 1-ая и 2-ая сливаются в унисон, получается своеобразная окраска, усиливается основной тон.

с открытой 1-ой струной   1-ая не прижимается

E/G# – с терцией в басу, на 4 звука. 5-ая и 1-ая не звучат. Для перебора или щипком. В расширенной аппликатуре. Звучит не ярко, но красиво.

с терцией в басу    5-ая и 1-ая не звучат

E/G# – на басовых. С рычащим, мрачноватым, низким тембром. Указательный и средний – в баррэ на 2-ом ладу. 1-ая и 2-ая струны не звучат.

E/G# – на басовых    E на нижних струнах

IV позиция

Аккорд Ми в форме C – типичная аппликатура ми мажора в IV позиции. Как «лесенка» до мажор из открытой позиции, только на баре.

в форме C    E 4 позиция

  • 6 струна открытая, несмотря на то, что закрытая позиция – так как основной тон ми. Но можно и приглушать, если не нужно много звука на басовых.
  • Указательным – малое баррэ на три струны.
  • Средний – на 2-ой струне, 5 лад.
  • Безымянный – на четвёртую, 6 лад.
  • И мизинцем нужно прижать 5-ую на 7-ом ладу.

E без баре – форма «лесенки» сохраняется только до 3-ей струны, 1-ая и 2-ая струны не прижимаются. Открытый аккорд, звучит ярко. И самое главное – его легко взять на грифе.

без баре   1 и 2 не прижимаются

Другой вариант «лесенки» E без баррэ. Указательным нужно прижать только 3-ю струну. 1-ая и 6-я звучат открытыми. Но можно и не использовать их, если требуется немного убавить яркость тембра. Попробуйте оценить на слух оба варианта аппликатуры.

«лесенка» E без баррэ   4 позиция + 1 и 6 открытые

E/G# – малое баррэ, или форма С без 5-ой струны. Указательным прижимаем три струны на 4-ом ладу. Средний – на второй струне, 5 лад. Безымянным – 4-ую на 6-ом ладу.

форма С без 5-ой струны    малое баррэ

E/G# – на первой струне мизинцем берём ноту си (квинта по строению аккорда). Без баррэ. Указательным – только 3-ю струну.

с си на 1-ой   E/G#, 4 позиция

V позиция

«Лесенка» с си на 1-ой струне. «Перенесена» в идентичном виде из открытой позиции (там это аккорд С). Но 3-я и 6-ая не звучат. Аппликатура для игры щипком, перебором. Ну и конечно, неплохой вариант для тех, кто предпочитает обходиться без баррэ.

«Лесенка» с си на 1-ой струне   вариант формы C

На 4 звука, с открытой 2 струной. Для боя, конечно, такая аппликатура не подойдёт. Но если щипком, звучит неплохо. Может сгодиться и для какой-нибудь второй партии, к примеру, на фоне E в открытой позиции.

с открытой 2 струной   На 4 звука

VII позиция

Баре на 7-ом ладу в форме A. Как видите на фото, аккорд этот не из простых. Во-первых, три пальца нужно разместить на 9-ом ладу, во-вторых – баре. Для аккомпанемента подходит, применяется, но, опять же, не совсем удобный. Чаще используются упрощённые варианты этой формы. Далее их рассмотрим.

Баре на 7-ом ладу   в форме A

Указательным – приём баррэ на 7-ом ладу, 6-ую не прижимать.

Без баррэ, 6-ая и 1-ая не звучат. Но безымянным нужно прижать 4-ую, 3-ю и 2-ую струны на 9-ом ладу. И к этой аппликатуре нужно применить сноровку. Однако проще, удобней, чем E c баррэ на 7-ом ладу в классическом виде.

  Без баррэ на 7-ом ладу6-ая и 1-ая не звучат

Без баррэ и без басовых. Тоже простая аппликатурная модификация. Указательным не нужно прижимать все струны в позиции.

без басовых  без 6 и 5, 7 лад

И, конечно, в VII позиции есть и ми мажор с открытыми струнами:

С первой открытой, без 6-ой и 3-ей. Звучит торжественно, празднично. И первая открытая добавляет яркости этому E.

С первой открытой   без 6-ой и 3-ей

Без квинты (си), 6-ая и 1-ая не прижимаются. Это форма хороша тем, что по звуку довольно сочная, не смотря на высокую позицию, и подходит для аккомпанемента боем.

Без квинты (си)  6-ая и 1-ая не прижимаются

Но чтобы этот E прозвучал, подушечкой указательного пальца нужно «намертво» заглушить 4-ую струну.

IX позиция

E в форме G. Хоть это считается и основная аппликатура в IX-ой позиции, но применять её в полном виде довольно сложно с приёмом баррэ. Больше распространены упрощённые варианты этого аккорда (см. следующие сетки, фото).

в форме G  E, баре на 9 ладу

  • 9 лад – малое баррэ (без 6-ой и 5-ой).
  • Средний, безымянный и мизинец – в форму G (как соль мажор в «нулевой» позиции).

Без 1-ой струны, с баррэ (можно прижать двумя пальцами – указательным и средним).

Без 1-ой струны   форма G без 1-ой струны

Без 6-ой струны, в басу G#. Этот аккорд меньше всего отличается по звучанию от полной формы в позиции. Но взять его куда легче. А для баррэ можно задействовать два пальца.

в басу G#  Без 6-ой струны

E/B – с си в басу, без 6-ой и 5-ой, малое баррэ. «Верхняя часть» формы G.

E/B   E - малое баррэ на 9 ладу

  • Указательный на 9 лад – нужно прижать только четыре струны.
  • Мизинец – 1 струна, 12 лад.

Интересный открытый аккорд с терцией в басу. 6-ая, 2-ая и 1-ая не прижимаются на ладах в позиции. Без баррэ. Звучит мощно, широко – как аккорд из «нулевой» позиции.

открытый аккорд E/G#   открытый аккорд в 9 позиции

  • Мизинцем – 5-ую струну на 11-ом ладу.
  • На 9-ом ладу: указательным – 4-ую, средним – 3-ую.

Если последовательность из 3-4 аккордов, например, есть Am, Dm или A, B, попробуйте в этой или соседних позициях подыскать и для них аппликатуры с открытыми струнами. Таким образом можно придумать оригинальный аккомпанемент, с необычным звучанием.

Открытый E в расширенной постановке. Также прижимаются лишь 5-ая, 4-ая и 3-ая струны. Мажорная терция (соль-диез) удваивается. Есть в нём какая-то особая лирическая утончённость. Впрочем, это созвучие мажора может вызвать у вас и другие ассоциации.

в расширенной постановке   Открытый E

Аппликатура аж на 5 ладов – расширенная. Пальцы придётся растянуть.

Постановка в двух вариантах: 5-ая струна на 11-ом ладу прижимается безымянным (1 – как показано в сетке) или средним (2 – как показано на фото).

XI позиция

Нужно отметить, что XI позиция для E как бы промежуточная – между формой G в IX позиции и формой E в XII позиции. В общем, части этих аппликатур комбинируются с добавлением открытых струн. И образуется интересная группа аккордов – ещё пару-тройку оттенков в палитру ми мажора 😉 Заковыристые, не из простых – но благодаря этим аппликатурам можно соригинальничать в аккомпанементе. Естественно, во благо музыкальной красоты.

«Гибрид» формы G, если присмотреться к постановке указательного, среднего и безымянного. А вот мизинцем нужно взять ноту G# на 3-ей струне, 11-ом ладу. Вторая открытая. А 5-ая приглушается подушечкой указательного пальца.

на основе формы G   с G# на 3-ей струне

Мажорная терция E-G# удваивается на октаву выше: этот же интервал на 4-ой и 3-ей струнах. А 1-ая и 2-ая открытые. Искристый, весёлый ми мажор в своеобразном саунде. И кстати, на все струны гитары.

терция E-G# удваивается   1-ая и 2-ая открытые

Упрощённая форма в XI позиции. 4-ую струну нужно приглушать – касаясь указательным пальцам (фаланга прогибается к грифу).

Упрощённая форма  E открытый в XI позиции

XII позиция

И всё возвращается на круги своя) Форма ми мажора из открытой позиции, но на октаву выше – на 12-ом ладу с баррэ.

XII позиция   E - баррэ на 12 ладу

Эту форму также можно упростить. Вот несколько вариантов:

5-ая и 1-ая струны не звучат. В басу основной тон. Мизинец, безымянный и средний выстраиваются в «лесенку» – ми мажорное трезвучие на 4-ой, 3-ей и 2-ой струне.

без баре в 12 позиции   5-ая и 1-ая струны не звучат

Малое баррэ, указательный прижимает только две верхние струны. Басовые не звучат.

  Малое баррэ, 12 лад

Без баррэ. Указательный прижимает только 2-ую струну на 12-ом ладу. Остальные пальцы в такой же постановке, как и в основной форме с баррэ. 6-ая и 1-ая открытые. Но можно и не использовать их в аккорде.

без баре форма E   1 и 6 открытые, в 12 позиции

С 2-ой открытой струной – на 4-1 струнах. Простая аппликатура, но звучит довольно эффектно (для какой-нибудь обыгровки, акцента, второй гитарной партии).

на 4 струнах   С 2-ой открытой струной

С 2-ой открытой струной, с терцией на 1-ой струне. Похожий аккорд мы разбирали в открытой позиции. Разница лишь в том, что вторая струна не прижимается. Соответственно, и звучание несколько другое.

С 2-ой открытой струной   с терцией на 1-ой струне

Трезвучие в аппликатуре на трёх струнах

Ми мажор в основном виде и его обращения (нижний звук терция или квинта) можно построить в аппликатуре – три звука на трёх струнах. Например, основной тон – на 6-ой, терция – на 5-ой, квинта – на 4-ой.

Трёхструнные аппликатуры можно комбинировать с основными полными аккордами в аккомпанементе, использовать их для мелодических переходов, акцентов и других «гармонических фишек».

На 1-ой, 2-ой и 3-ей:

на 1, 2 и 3

На 2-ой, 3-ей и 4-ой:

на 2, 3 и 4

На 3-ей, 4-ой и 5-ой:

на 3, 4 и 5

На 4-ой, 5-ой и 6-ой:

на 4,5 и 6

И все аппликатуры ми мажорного трезвучия:

все аппликатуры

Их видение на грифе здорово помогает в построении аппликатур. Обратите внимание, на размещение звуков в позициях – вы сразу увидите «контуры» уже знакомых вам баррэ.

Аккорды и песни в Ми мажоре

В аккордовых последовательностях в тональности Ми мажор прежде всего можно услышать аккорды построенные на ступенях мажорного лада от звука ми.

А именно:

  • I – E (ми мажор)
  • ii – F#m (фа-диез минор)
  • iii – G#m (соль-диез минор)
  • IV – A (ля мажор)
  • V – B (си мажор)
  • iv – C#m (до-диез минор)
  • vii dim – D# (ре-диез уменьшённый)

Гамма ми мажор аккордами:

Гамма ми мажор аккордами

Но, конечно, в песнях кроме аккордов мажорного лада (из вышеперечисленных) используются и другие. Меняется либо тип аккорда на ступени (не F#m, а F#), либо альтерируется ступень (вместо C#m аккорд C).

Распространённые последовательности в Ми мажоре:

  • E — A — B — E
  • A — E — B — E
  • E — C#m — A — B
  • E — E — E — E — A — A — E — E — B — A — E — B (такой 12-тактовый квадрат – популярная форма в блюзе)

В тональности Ми мажор звучат песни:

  • Norwegian Wood (This Bird Has Flown) – The Beatles
  • Under The Bridge – Red Hot Chili Peppers
  • About A Girl – Nirvana

На этом завершаем обзор аппликатур аккорда E на гитаре. Изучайте, используйте для аккомпанемента в кавер-версиях и авторских темах. Эксперементируйте с аппликатурами – добивайтесь интересного, красивого, неповторимого звучания Ми мажора. Хорошей музыки и вдохновения!

Аппликатуры других мажорных аккордов:
C (До мажор)
D (Ре мажор)
F (Фа мажор)
G (Соль мажор)
A (Ля мажор)
B (Си мажор)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *