Аккорд D на гитаре: Ре мажор – 33 аппликатуры, все позиции

Аккорд D на гитаре, или ре мажор согласно буквенно-цифровому обозначению. В названии латинская буква «D» – это нота (основной тон) ре. А отсутствие возле неё буквы «m» (минор) и каких-либо надстроек (7, 9, dim, aug и пр.), говорит о том, что аккорд мажорный, в «чистом» виде. Ещё иногда говорят «аккорд Д» – как читается.

Аккорд D отлично подходит к строю шестиструнной гитары. Две струны, 5-ая (ля) и 4-ая (ре) из 6 струн инструмента – это звуки ре мажора. Что позволяет использовать сочные, яркие аппликатуры D с открытыми струнами в разных позициях на грифе. А не только стандартные на баре, например, по системе CAGED. В общем, варианты ре мажора на гитаре представляются в солидном количестве. И, конечно же, самые интересные и распространённые формы D мы изучим.

Строение аккорда

В аккорде Ре мажор – три звука (ноты):

  • Ре (D) – основной тон;
  • Фа-диез (F#) – большая терция;
  • Ля (A) – малая терция от Фа-диез (F#), или квинта от ре (D – основного тона).

звуки аккорда D

В основной форме мажорного аккорда, как видите, три звука. Но в гитарных аппликатурах, часто используемых в аккомпанементе, эти звуки могут удваиваться и даже утраиваться. Особенность инструмента и для полноты звучания – и баррэ, и малое баррэ, и всякие разные аппликатуры на 4, 5 и все 6 струн.

Например, аккорд Ре мажор на гитаре в «нулевой» позиции – удваивается основной тон:

удваивается основной тон

А для трезвучия – три звука, как изначально и есть в аккорде – тоже есть отдельные, специальные аппликатуры. Конечно, тоже применяются. Их изучим и освоим во второй части статьи.

Аппликатуры в позициях

Итак, разберём все позиции: по пальцам – как брать аккорд D на разных ладах. Для изучения – фото аппликатур, аккордовые сетки (схема) и аудио (как звучат рассматриваемые аккорды на акустической гитаре).

Аппликатуры как для начинающих, так и для гитаристов с опытом: с баррэ и без баррэ, упрощённые, с открытыми струнами.

В сетках пальцы обозначаются следующим образом:

  • 1 – указательный;
  • 2 – средний;
  • 3 – безымянный;
  • 4 – мизинец.

пальцы левой руки

Открытая позиция

D на первых ладах – самый простой и самый лёгкий.

D   в нулевой позиции

Аккорды не обязательно должны звучать как в аудиопримерах. Способ звукоизвлечения –какой вам больше нравиться. Просто удар по струнам, щипком, какой-то перебор, бой. Но, конечно, кроме тех, аппликатур, которые по-другому никак не сыграть. Например, если звучит только 5-ая, 4-ая и 2-ая струна – только щипком, перебором.

Как ставить пальцы:

  • На 2-ом ладу: указательный – 3-ая струна, средний – 1-ая.
  • Безымянный – 2-ая струна на 3-ем ладу.
  • 4-ая струна – открытая, остальные басовые не звучат.

D/F# – к основной форме добавляется бас на 6-ой струне. Пригодится для красивых, плавных переходов по басовой линии на аккорд G, Em или F.

D/F#   в басу F#

Как играть D/F#:

  • на 2-ом ладу: указательным прижимаем 6-ую струну, средним – 3-ю, безымянным – 1-ую;
  • мизинцем 2-ую струну на 3-ем ладу.

D/F# упрощённый – без 1-ой струны. Это не только схема для новичков (кто не может справиться с предыдущей аппликатурой), но и немного другой оттенок по звучанию.

D/F# упрощённый  без 1-ой

Как зажать аккорд D в таком виде:

  • указательным прижмите 6-ую струну на втором ладу, и подушечкой этого же пальца приглушите 5-ую струну, она не звучит в аккорде.
  • 4-ая (ре) – открытая;
  • средний – на 3-ю струну, 2 лад;
  • мизинец – на 2-ю, 3 лад.

II позиция

Ре мажор в аппликатуре C (как «лесенка» на первых ладах) – основная форма во II позиции с баре.

D во 2 позиции   D на 2 ладу

  • 6-ая басовая «не участвует».
  • Указательным – малое баррэ – прижать 1-3 струны.
  • Средний – 2-ая струна, 3 лад.
  • Безымянный – 4-ая, 4 лад.
  • Мизинец – 5-ая, 5 лад.


D в форме С, но без баррэ. Упрощённый вариант. Без 6-ой и 1-ой струны. Аппликатура пальцев сохраняется, как и в основной форме, но указательный прижимает только 3-ю струну.

без 1 и 6 2 лад, без баррэ

D/A на II ладу с открытой 5-ой и 4-ой струной, в басу ля. И от того звучит более мощно, с насыщенным нижним регистром.

D/A   в басу ля

  • На 1-3 струнах уже знакомый нам D из открытой позиции, но только на баррэ;
  • Мизинец тянем на 6-ую струну, 5 лад, и следите за тем, чтобы он не приглушал соседние 5-ую и 4-ую.

D/A – на басовых. И, конечно, с соответствующим сравнительно низким, матовым звучанием.

на басовых   D/A без 1 и 2

Аппликатура D/A:

  • На 5-ом ладу: безымянный – на 6-ую струну, мизинец – на 5-ую.
  • Средний – на 4-ую струну, 4 лад.
  • Указательный – на 3-ю, 2 лад.
  • 1-ая и 2-ая – не звучат.

D/F# – с терцией в басу, малое баррэ. Это тоже упрощённый аккорд на 4 струны во II позиции. «Лесенка» без басовых.

с терцией в басу   D/F# малое баррэ

D/F# с квинтой (ля) на 1-ой струне. Разновидность предыдущей аппликатуры. Но добавляем мизинец – на 1-ую струну, 5-ый лад. Положение указательного в двух вариантах: 1 – как указано в сетке, только 3-ую струну (см. фото пальцев); 2 – баррэ на 3 струны.

ля на 1-ой струне   D/F# c ля на 1

III позиция

Рассматриваемые аккорды в этой позиции можно сыграть только щипком или перебором. Аппликатуры аккорда D, в которых звучат 3-4 струны.

D на 5-ой, 4-ой и 1 струнах. Звучит сухо, но интересно.

в III позиции   на 3 струнах

Немного похоже на аппликатуру G в нулевой позиции.

  • Указательный – 4-ая струна, 4-ый лад.
  • На 5-ом ладу: средний – 5-ая струна; безымянный – 1-ая.

D в форме С, но на 3-ёх струнах, без квинты (ля). На основе аппликатуры из II позиции. Фактически этого его более простой вариант. Звучат только 5-ая, 4-ая и 2-ая струна.

без квинты (ля)   D (no 5)

D в форме С с квинтой (ля) на 1 струне. Предыдущая аппликатура, только с добавлением мизинца. 6-ая и 3-ая струны не звучат.

с квинтой на 1   "лесенка" с ля на 1

V позиция

Классическое баррэ на 5 ладу в форме A. Брать его не совсем удобно. Иногда возникают определённые сложности с размещением трёх пальцев на одном ладу. Тем не менее, используется, довольно распространён. Также на основе этой аппликатуры есть целый ряд упрощённых вариантов, которые мы рассмотрим далее.

на 5-ом ладу   баррэ в V позиции

Как играть аккорд D:

  • указательным прижимаем все струны, кроме 6-ой, на 5-ом ладу;
  • на 7-ом ладу: мизинец – на 2-ую струну, безымянный – на 3-ую, средний – на 4-ую.

Упрощённая форма А без 6-ой и 1-ой. Безымянным нужно прижать на 7-ладу 4, 3 и 2 струны.

без 1 и 6   Упрощённая форма А

Без баррэ. Басовые не звучат. Лёгкий вариант ре мажора в V позиции. Его часто использовал Егор Летов в своих песнях.

без 6, 5   без басовых на 5-ом

С открытой 4-ой струной, без 6-ой и 5-ой. Ещё проще предыдущего. Прижимаются только лишь 1, 2 и 3-я струны. Но звучит ярко. Если будете играть боем, обязательно глушите басовые большим пальцем.

С открытой 4-ой струной   с ре открытой

Без 6-ой и 1-ой, 4-ая открытая. Аппликатура без баррэ, и опять же с особым звуковым колоритом засчёт открытой 4-ой струны.

на 5 ладу без квинты   5 лад, без баррэ

VII позиция

Баррэ в форме G в VII позиции. Аккорд больше теоритический, чем практический. Да, как и полагается по законам системы CAGED, он перемещается в свою позицию, сохраняя аппликатуру соль мажора из открытой позиции. Но вот так «скрючивать» пальцы, да и ещё с баррэ, мягко говоря, не совсем удобно. Но мы всё-таки рассмотрим этот D, так как на его основе есть упрощённые формы, которые используются в аккомпанементе. О них –далее в этом блоке.

Баррэ в форме G   в VII позиции

  • Указательным – баррэ на 7-ом ладу – только 4-е струны, без басовых.
  • И остальные пальцы – в форму G.

Основная аппликатура без 1-ой струны. Уже проще. Но по звуку более густой: не такой яркий в отсутствие верхнего голоса. Но возможно именно такой вам и понадобится в аранжировке, песенном аккомпанементе.

без 1-ой на 7 ладу   форма G без 1-ой

D/F# – основная аппликатура без 6-ой струны. Баррэ, но полегче, и в звуке почти не проигрывает полной форме G на 7-ом ладу.

D/F# – основная аппликатура   без 6-ой

  • Указательным прижать 4-е струны (без 6-ой и 5-ой).
  • Безымянным – 5-ую струну на 9-ом ладу.
  • Мизинцем – 1-ую, на 10-ом ладу.

D/A – малое баррэ, верхняя часть основной формы в VII позиции. Без 6-ой и 5-ой. Ещё один упрощённый. Не только перебором, но и боем – может отлично прозвучать.

D/A   малое баррэ, 7 лад

И несколько разновидностей в этой позиции с открытыми струнами:

4-открытая, без 1-ой. Форма заковыристая, но попроще баррэ в форме G. Красивый саунд. Хотите, используйте как основной в аккомпанементе. А можно и в связке с другими вариантами D в этой позиции – как обыгровка.

4-открытая, без 1-ой   4-открытая, 7 позиция

5-ая открытая, без 1-ой. Внизу, на басовых, кварта: на 6-ой – ре; на 5-ой – ля. И звучит этот ре мажор по-особому мощно, с характерным «рычанием» в нижнем регистре.

5-ая открытая   с ля открытой, 7 лад

  • Указательным прижмите 4,3 и 2-ую струны на 7-ом ладу.
  • Мизинцем – 6-ую, на 10-ом ладу. Следите затем, чтобы палец не глушил 5-ую струну.

D/F# c 4-ой открытой. Полный, красивый звук мажорного аккорда. Открытая струна ре насыщает аккорд, а на слух и не совсем ощущается, что всё-таки это VII позиция. Ведь в стандартной форме аккорд звучит более сухо, тоньше.

D/F#   c F# в басу

Небольшая растяжка для указательного и среднего пальцев. Второй вариант аппликатуры: 1-ую и 2-ую струну можно прижать мизинцем – мини-баррэ.

X позиция

10-ая позиция хоть и далеко, но тоже богата на аппликатуры.

Стандартный вариант – баррэ на 10 ладу в форме E. Аккорд звучит плотно, высоко.

баррэ на 10-ом ладу   D с баррэ на 10-ом ладу

  • Указательным прижимаем все струны на 10-ладу.
  • На 12-ом ладу: мизинец – на 4-ую струну, безымянный – на 5-ую.
  • Средним – 3-ю струну на 11-ом ладу.

Упрощённые варианты этого аккорда – без баррэ:

Без 5-ой и 1-ой. Матовый, сухой звук. Если боем – не совсем хорошо звучит.

Без 5-ой и 1-ой    без баре, 10-ый лад

  • Указательным прижать 6-ую струну на 10-ом ладу и приглушить 5-ую (подушечкой пальца).
  • Средний, безымянный и мизинец выстраиваются «лесенкой» – соответственно на 2, 3 и 4 струне в позиции.

Без 6-ой и 1-ой. Ещё одна «модификация» без баррэ, часто используется в аккомпанементе. Удобная. И звучит хорошо.

Без 6-ой и 1-ой   упрощённый на 10 ладу

В отличие от D с баррэ в X позиции, указательный прижимает только 2-ую струну. Постановка других пальцев – без изменений, как и в основной форме. 6-ая и 1-ая струны не звучат.

Малое баррэ на 4 струны. Чтобы не пережимать все струны на 10-ом ладу. Аппликатура будет удобна, если звучание басовых струн особо не требуется.

без басовых, 10 позиция   малое баррэ, 10 лад

  • Указательным – 1-ую и 2-ую струну на 10-ом ладу.
  • Средний – 3-ая струна, 11 лад.
  • Безымянный – 4-ая, 12 лад.

С 5-ой и 4-ой открытой. Очень своеобразный. Создаётся иллюзия того, что одновременно звучат два аккорда: один – в открытой позиции, другой – в 10-ой.

открытый    5.4 открытые

На верхних струнах (1, 2, 3) – трезвучие. И в басу – на 6-ой – основной звук.

C 4-ой открытой, без 6-ой и 1-ой. Открытый, красивый аккорд.

открытый D, 10 лад   ре открытая, 10 позиция

Пальцы выстраиваются в хитрую диагональ:)

  • Указательный – на 2-ую струну, 10-ый лад.
  • Средний – на 3-ю, 11-ый лад.
  • 4-ую не прижимаем.
  • Безымянный – на 5-ую, 12 лад.

На 4-ёх струнах, в закрытой позиции. Заковыристый. Сразу может сложиться впечатление, что такая «акробатика» не оправдана. Но чтобы понять всю саундовую силу, эксклюзив этой аппликатуры, запишите какую-нибудь ритм-партию (боем) на D в открытой позиции. А поверх неё сыграйте вторую партию ре мажора именно в этой аппликатуре – перебор, отдельные штрихи или бой.

На 4-ёх струнах   в закрытой позиции

Указательным, средним и безымянным – трезвучие на 2, 3 и 4 струне. А мизинец вытягиваем на 1-ую струну, 14 лад (F# – терция).

XII позиция

Аппликатура повторяется на октаву выше из открытой позиции. Всё тот же D – только 4-ую струну нужно прижимать. Поэтому постановка пальцев меняется.

  на 12-ом ладу   D, XII позиция

D/F# – тоже почти вариант как на первых ладах, но в закрытой позиции. Без 5-ой и 1-ой струны.

D/F# в закрытой позиции   с F# в басу, 12 лад

D/F# – с терцией в басу, но с добавлением 4-ой открытой струны. Звучит сочней, полней.

с терцией в басу   D/F# с 4-ой открытой

  • Потребуется небольшая растяжка: указательный – 5-ая струна на 12-ом ладу, средний – 6-ая, на 14-ом ладу.
  • 4-ая не прижимается, но звучит, пальцы на соседних струнах не должны её касаться.

Трезвучие в аппликатуре на три струны

Ре мажор, как есть изначально – а это три звука (ре – основной тон, фа-диез – терция и ля – квинта) – можно взять в аппликатуре на трёх струнах. Причём не только основной вид аккорда, но и его обращения (с терцией, квинтой в нижнем голосе вместо основного тона).

Конечно, эти аппликатуры не так часто встретишь в песенном аккомпанементе. Но в своём аккордном арсенале есть смысл их держать. Например, для каких-то обыгровок, мелодических переходов; или если гитара в ритм-партии должна звучать сухо, а не полными аккордами на 4-6 струн; или как вариант для второй партии на фоне ритма первой партии и т.д.

на 1, 2 и 3-ей:

на 1, 2 и 3-ей

на 2, 3 и 4-ой:

на 2, 3 и 4-ой

на 3, 4 и 5-ой:

на 3, 4 и 5-ой

на 4, 5 и 6-ой:

на 4, 5 и 6-ой

Если отметить ре мажорное трезвучие и его обращения на всех струнах, то мы увидим очертания уже знакомых нам аппликатур D в позициях.

на всех струнах

Но также видение звуков мажорного аккорда на грифе даёт возможность экспериментировать и в плане поиска оригинальных аппликатур, интересного звучания. Попробуйте найти свой вариант ре мажора.

Аккорды и распространённые последовательности в Ре мажоре

Аккорды, которые можно услышать в гармонической связке с Ре мажором (D) в песнях и других музыкальных произведениях – это, прежде всего, аккорды, построенные на ступенях мажорного лада от звука ре.

  • I – D (ре );
  • ii – Em (ми минор);
  • iii – F#m (фа-диез минор);
  • IV – G (соль мажор);
  • V – A (ля мажор);
  • vi – Bm (си минор);
  • vii dim – C# (до-диез уменьшённый).

Получается гамма Ре мажор аккордами. Сыграйте её:

гамма Ре мажор аккордами

Конечно, есть песни в Ре мажоре, в которых используются и другие аккорды. На какой-то ступени может изменяться качество аккорда (например, не F#m, а F#), или же альтерируются ступени – например, в последовательности добавляется Bb или С.

Наиболее распространённые, популярные аккордовые последовательности в ре мажоре:

  • D – G – A – D
  • G – D – A – D
  • D – Bm – G – A
  • D – D – D – D – G – G – D – D – A – G – D – A (блюзовый квадрат)

Песни в Ре мажоре

Разумеется, это лишь только начало списка песен в Ре мажоре. Небольшая подборка. Хотите, возьмите её на заметку. А можно создать и собственную – от любимых исполнителей.

  • Не стреляй – ДДТ
  • А не спеть ли мне песню о любви – Чиж & Co
  • Still Life – Чиж & Co
  • Безобразная Эльза – Крематорий (вступление на аккорде D)
  • Twist And Shout – The Beatles
  • Thank You – Led Zeppelin
  • Bad Moon Rising – Creedence Clearwater Revival
  • Up Around The Bend – Creedence Clearwater Revival

Для желающих познать всю глубину аккорда D и вообще этой мажорной тональности – Прелюдия ре мажор И. С. Баха.

Завершаем статью. Изученные аппликатуры аккорда D помогут сделать аккомпанемент разнообразней, красивей, оригинальней. В кавер-версиях и собственных песнях, инструментальных темах. И кстати, аккорд ре мажор не только в одноимённой тональности используется, он есть и в ми миноре, си миноре, соль мажоре, ля мажоре и даже в ля миноре иногда встречается (например, в песне «Фантом»). Так что всегда будет востребован. И все накопленные знания по формам D, или, по крайней мере, их большую часть, вы наверняка примените на практике. Маните музу ре мажором 😉 Творчества и музыкальной энергии!

Аппликатуры других мажорных аккордов:

C (До мажор)
E (Ми мажор)
F (Фа мажор)
G (Соль мажор)
A (Ля мажор)
B (Си мажор)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *