Аккорд A на гитаре (Ля мажор): все позиции, 35 аппликатур

Аккорд A на гитаре, или Ля мажор. Весёлый, блюзовый, рок-н-рольный. Латинской буквой «A» обозначается ля – основной звук аккорда. Без дополнительных надстроек (ступеней – 7, 9, 11 и др.) – мажор в основном виде.

Аккорд A нравится многим гитаристам, как впрочем, и тональность Ля мажор. Как E (ми мажор) и D (ре мажор) он классно звучит в открытой позиции и имеет сравнительно несложную аппликатуру.

Аккорд Ля мажор удобен и для строя шестиструнной гитары: 6-ая струна (ми), 5-я (ля) и 1-ая (ми) – звуки ля мажорного аккорда. Эта особенность даёт возможность использовать красивые аккорды в позициях с открытыми струнами.

Мажорный аккорд от Ля строится по интервалам так:

  •  Ля – основной звук
  • До-диез – большая терция от основного звука (б.3)
  • Ми – малая терция от До-диез (м.3) или чистая квинта от основного звука (ч.5)

Состав аккорда в нотной записи с обозначением интервалов + табы:

звуки ля мажора

Как видите, звука всего три, но в гитарных аппликатурах они могут удваиваться или утраиваться. То есть повторяются на разных струнах: в унисон или в разных октавах.

Например, A в открытой позиции (на 2-ом ладу): удваивается основной звук ля – звучит на 5-ой струне и 3-ей; и удваивается большая терция ми – на 4-ой и 1-ой.

удваиваются ля и ми

Далее рассмотрим и изучим аккорд Ля мажор на гитаре в разных вариантах: все позиции – аппликатуры с баре и без баре, стандартные и упрощённые, с открытыми струнами. Для каждого рассматриваемого Ля мажора – аккордовая сетка (схема аппликатуры), фото (как ставить пальцы) и аудио онлайн (послушать, как звучит на акустической гитаре).

Для начинающих! В сетках пальцы обозначаются цифрами: T – большой палец, 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец.

обозначение пальцев

Аппликатуры Ля мажора в позициях

В открытой позиции

A на 2-ом ладу – первый ля мажор, который начинают осваивать новички. Но и потом – уже для гитаристов с опытом – он всё равно не остаётся без внимания. В таком же виде, как есть, или с какими-то небольшими аппликатурными изменениями.

Вся аппликатура только на 2-ом ладу:

  • указательный – на 4-ую струну;
  • средний – на 3-ю;
  • безымянный – на 2-ую;
  • + открытые 5-ая и 1-ая.

A в открытой позиции  

А звучит этот аккорд вот так:

Используйте и другие способы звукоизвлечения аккордов – бой, перебор, просто штрихи вверх, вниз или щипком. Не обязательно, чтобы мажор прозвучал как в аудиопримере.

Второй вариант постановки пальцев для этой аппликатуры – без указательного:

На 2-ом ладу:

  • средний – на 4-ю;
  • безымянный – на 3-ую;
  • мизинец – на 2-ую.

аппликатура без указательного  

В такой постановке легче переходить на аккорд B (си мажор) во второй позиции, а также на Bb и С, C# в форме A в соседних позициях.


Без 6-ой и 1-ой. Указательным прижать 4-ую, 3-ую и 2-ую струны + 5-ая открытая. Для тех, кому совсем неудобно ставить три пальца на один лад (то есть использовать стандартную аппликатуру). Хотя в яркости, полноте звучания этот A немного теряет из-за того, что 1-ая не звучит. Однако может быть и так, что для аранжировки именно такой оттенок и потребуется.

без 6-ой и 1-ой  

Малое баррэ и 5-ая открытая. Если бы без 5-ой струны, то этот аккорд и из другой позиции – второй. А так… Звучит хорошо и даёт возможность ещё делать всякие-разные обыгровки на 1-ой и 2-ой струне (перемещая мизинец на ладах и тем самым добавляя надстройки).

малое баррэ  

II позиция

Согласно перемещению форм по системе CAGED в этой позиции стандартная аппликатура A (ля мажора) в форме G (открытого соль мажора). Удобная она или нет? Достаточно взглянуть на фото и сетку) Для ознакомления, конечно, извлечь звук можно. Но вот на практике, в аккомпанементе, применять довольно сложно. Используется, крайне редко.

   в форме G

Зато есть упрощённые варианты ля мажора в форме G. По аппликатуре они легче и могут отлично прозвучать в аккомпанементе на гитаре. Давайте с ними знакомиться:

Баррэ, но без 1-ой. Сказать, что без мизинца на первой струне легче – ничего не сказать. Проще, ещё и как. Разница в звуке есть. Но если такой саунд мажора устраивает, почему бы и нет.

без 1-ой  

Мизинец по аппликатуре прижимает 6-ую на пятом ладу, безымянный – 5-ую на четвёртом ладу. Ну и указательным баррэ на 2-ом ладу.

С 5-ой открытой. Основной звук на басовых усиливается, окрашивается в унисон. А всё от того, что повторяется на 6-ой и 5-ой – всё тот же звук ля. На 4-ой, 3-ей и 2-ой всё та же основная форма. Но 1-я не звучит.

С 5-ой открытой  

С терцией в басу, на 4-е струны. До-диез на 5-ой, конечно же, придаёт особую окраску мажору. А ещё в этой аппликатуре довольно удобно добавлять басовую линию к аккорду. То есть тут рядышком с С# (до-диез) на 5-ой и A (ля), B (си), D (ре) и т.д.

A/C#  

A/C#, без 6-ой. Также в басу терция, но чуть посложней. Более полное звучание, всё-таки уже на пять струн. В верхнем голосе, на 1-ой, звучит основной звук ля (мизинцем прижимается 5-ый лад).

A/C#, без 6-ой  

V позиция

Аккорд Ля мажор в форме E (ми мажора в «нулевой» позиции) – баррэ на 5 ладу. Очень и очень распространённая аппликатура. Можно сказать, что и классическая, традиционная.

в форме E  

Этот A можно заменить упрощёнными вариантами – без баррэ, с открытыми струнами. Ну и конечно, альтернативные аппликатуры – это ещё и разнообразие в звуковых оттенках мажора.

На три пальца с 5-ой и 1-ой открытой. Без баре. Как для V позиции – пожалуй, самый лёгкий. По звуку – яркий. И может быть даже красивее обычнейшего баррэ в форме E. Хотя это дело и вкуса. Послушайте, сравните.

с 5-ой и 1-ой открытой  

На 4-ой, 3-ей и 2-ой мажорное трезвучие в основном виде. Соответственно: безымянным – ля, средним – до-диез, указательным – ми.

Без басовых, на 4-е струны. Как бы баре без нижних струн. И от того аппликатура, безусловно, проще. Указательным нужно прижать только две верхние струны – первую и вторую. Средний – на 3-ю, 6-ой лад. Безымянный – на 4-ую, 7-ой лад. Низких звуков, естественно, самый минимум. Что иногда для аранжировки очень даже и нужно.

 

С 5-ой струной. А если нужно подбавить струнной энергии, просто задействуйте ещё 5-ую открытую (извлекая звук правой рукой). Постановка пальцев абсолютно не меняется. А вот звучание мажорного аккорда уже поменяется: из «присушенного» в закрытой позиции без басовых – в более открытый.

упрощённый с 5-ой открытой

A/E – без 6-ой. Почти как баррэ, разница лишь в отсутствии основного звука в басу. Тем не менее, такая аппликатура легче для пальцев.

A/E – без 6-ой  

Для указательного мини-баррэ – прижать только 1-ую и 2-ую струны. Средний, безымянный и мизинец – в форму E.

С 1-ой открытой. Практически такая же постановка пальцев. Но указательный прижимает только 2-ую. И получается, что на 2-ой и 1-ой звучит один и тот же звук – ми. Унисон – как особая «специя» к общему звучанию мажорного аккорда.

С 1-ой открытой  

Мажор на басовых. Из формы E с баррэ, но без 1-ой и 2-ой струны. Звучит низко, сухо.

Мажор на басовых  

Варианты аппликатуры с большим пальцем (в сетке обозначение – «T»):

1-ая не звучит, 5-я тоже или приглушивается большим пальцем, если играть боем.

с большим пальцем  

Эту аппликатуру часто использовал в своих песнях Джими Хендрикс.


А можно и добавить открытые струны – ведь 5-ая (ля) и 1-ая (ми) это тоже звуки аккорда. Получается красивый открытый Ля мажор.

5-ая и 1-ая звучат  

Если аппликатура с большим пальцем неудобна, сложна для вас, можно использовать постановку с указательным.

с указательным   

С до-диез на первой струне. Сложный A, в расширенной аппликатуре. В басу ля – 5-ая открытая. К трезвучию в основном виде на 4-ой, 3-ей и 2-ой ещё добавляется терция на 1-ой. Для мизинца потребуется не абы какая растяжка. Звучит необычно, красиво. Такой ля мажор на гитаре может пригодиться для обыгровок, мелодических связок.

С до-диез на первой струне  

VII позиция

Ля мажор в форме D. Стандартный вариант. Звучит на 4-ёх струнах и баррэ не требуется.

форма D  

A/E – с ми (квинтой) в басу, на 5 струн, с баррэ. Аппликатура не из лёгких, но иногда может и понадобиться. Например, для басовой линии, мелодии.

A/E  

Как играть A/E с баррэ:

  • указательным прижмите пять струн (без 6-ой);
  • на 9-ом ладу: средним – 3-ю, безымянным – 1-ую;
  • мизинцем – 2-ую, 10-ый лад.

Если вам показались эти аппликатуры очень сложными, всё-таки не спешите «прощаться» с VII позицией. Есть на этих ладах и упрощённые аккорды Ля мажор. Правда, для боя не подойдут – только щипком или перебором. Сейчас их рассмотрим:

Форма D на трёх струнах и 5-ая открытая. Лёгкая постановка – пальцы в аккорде, как и в открытой позиции, в оригинальном ре мажоре. Звучит неплохо.

Форма D c 5-ой открытой  

D/C# – с терцией в басу. Без 4-ой и 5-ой.

D/C# без 5-ой и 4-ой  

D/C# с открытой первой струной. Разновидность предыдущего. На 3-ей и 1-ой ми – в унисон. Получается своеобразный оттенок.

D/C# с 1-ой открытой  

D/С# без 5-ой и 1-ой. В басу терция, но аккорд с другим расположением звуков. На 4-ой, 3-ей и 2-ой пауэр-аккорд + на 6-ой мажорная терция (до-диез).

D/С# без 5-ой и 1-ой  

IX позиция

Баррэ на 9-ом ладу в форме C (до мажора на первых ладах). Стандартный вариант аппликатуры.

в форме C  

  • Указательным – малое баррэ на три или четыре (как удобней) верхних струны.
  • Средний – 2-ая, 10-ый лад.
  • Безымянный – 4-ая, 11-ый лад.
  • Мизинец – 5-ая, 12-ый лад.

В IX позиции на основе формы C используются и упрощённые аппликатуры:

Без баррэ, с 1-ой открытой струной. Аппликатура «лесенки» сохраняется, но пережимать струны в позиции не придётся.

форма С с 1-ой открытой   

Красивый открытый аккорд. 5-ая и 1-ая не прижимаются. На 4, 3 и 2 струнах мажорное трезвучие, построенное от C# (большой терции).

5-ая и 1-ая открытые  

Форма C, но без 5-ой. Указательным – малое баррэ на 9-ом ладу, три верхних струны.

форма C без 5-ой  

На 4-е струны, на 1-ой ми (квинта аккорда). Как разновидность предыдущей аппликатуры.

на 1-ой ми   

Упрощённая форма C и её разновидность с ми на 1-ой струне отлично прозвучит и с открытой пятой струной (ля).

На нижних струнах, с открытой 5-ой. Своеобразное низкое звучание получается особенно перебором.

без 1-ой и 2-ой, 5-ая открытая  

A/E – закрытый аккорд на басовых, нижняя часть аппликатуры формы С. «Сухой» мажор в низком регистре.

закрытый аккорд на басовых  

XII позиция

Начиная с XII-ой позиции, формы повторяются.

На 12-ом ладу Ля мажор в такой же аппликатуре, как и в открытой позиции, только с баррэ.

На 12-ом ладу Ля мажор

Но именно в таком виде взять его непросто в XII-ой позиции. Могут возникнуть сложности не только с баррэ, но и с размещением трёх пальцев на 14-ом ладу.

Поэтому в основном используют упрощённую аппликатуру формы A в закрытой позиции – без 6-ой и 1-ой струны.

без 6-ой и 1-ой струны 

  • Указательным нужно прижать только 5-ую на 12-ом ладу.
  • А безымянным – сразу три струны: 4-ую, 3-ую, 2-ую на 14-ом ладу.

Второй вариант – вместо безымянного использовать мизинец:

аппликатура с мизинцем

Трезвучие A: три звука – на трёх струнах

На гитаре также используется и Ля мажор в основном виде. Без удваивания звуков аккорда. Каждый звук мажорного трезвучия и его обращений – на отдельной струне: трёхструнные аппликатуры. Строятся как на басовых, так и на верхних струнах, чтобы добиться характерного звучания, согласно выбранному регистру.

Звучит на гитаре ля мажор в трёхструнных аппликатурах не столь полно, насыщенно, и не так часто используется как выше рассмотренные аппликатуры. Тем не менее, при помощи трёхструнных аппликатур можно сделать аккомпанемент разнообразней, оригинальней. Например, использовать их для мелодических переходов, обыгровок, каких-то акцентов, для партии второй ритм-гитары.

На 6-ой, 5-ой и 4-ой:

на 6, 5, 4

На 5-ой, 4-ой и 3-ей:

на 5,4,3

На 4-ой, 3-ей и 2-ой:

на 4,3,2

На 3-ей, 2-ой и 1-ой:

на 3,2,1

И также трезвучие и его обращения на всех струнах:

на всех струнах

Аккорды в тональности Ля мажор

Гармоническое окружение Ля мажора – аккорды, построенные на ступенях ля мажорной гаммы. Именно их чаще всего можно услышать в аккордовых последовательностях в тональности Ля мажор. В песнях, инструментальных композициях.

Аккорды на ступенях лада:

  • I – A (ля мажор)
  • ii – Bm (си минор)
  • iii – C#m (до-диез минор)
  • IV – D (ре мажор)
  • V – E (ми мажор)
  • vi – F#m (фа-диез минор)
  • vii dim – G# dim (соль-диез уменьшённый)

Гамма Ля мажор аккордами:

гамма ля мажор аккордами

А как же другие аккорды с A, не имеющие отношение к ля мажорной гамме? Конечно, они не под запретом. Используются. Более того – вносят оригинальность, особый колорит звучания в песенный мотив, мелодию. Например, вместо E – Em, F#m заменяется F#; или же ступени альтерируются – с A в последовательности может звучать C, Bb, Eb и др.

Для закрепления изученных аппликатур A, поиграйте распространённые аккордовые прогрессии в Ля мажоре в разных позициях:

  • A – D – E – A
  • D – A – E – A
  • A – D – A – E
  • A – D – Bm – E
  • Bm – E – A
  • A – E – F#m – D
  • A – F#m – D – E
  • A – A – A – A – D – D – A – A – E – D – A – E (12-ти тактовый блюзовый квадрат, подробней об этой форме здесь)

Песни в Ля мажоре

И, конечно, песни в тональности Ля мажор. Изучаем последовательности с аккордом A и пополняем песенный репертуар.

  • Рок-н-ролл этой ночи – ЧАЙФ
  • Пиво – ЧАЙФ
  • Поворот – Машина времени
  • Скачки – Машина времени
  • Russo Matroso – Чиж & Co
  • Here Comes The Sun – The Beatles
  • In My Life – The Beatles
  • Tears In Heaven – Eric Clapton

На этом завершаем занятие по изучению аппликатур Ля мажора для гитары. Разнообразные оттенки мажорного аккорда A помогут вам сделать аккомпанемент интересней, красочней, оригинальней. Не только в кавер-версиях, но и в своих песнях, композициях. Бодрого гитарного настроения в Ля мажоре! 😉

Аппликатуры других мажорных аккордов:
C (До мажор)
D (Ре мажор)
E (Ми мажор)
F (Фа мажор)
G (Соль мажор)
B (Си мажор)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *